Рынок труда: стажировки и подработки
На долю стажировок и подработок приходится менее 0,5% от общего числа вакансий в Москве. Такие вакансии условно можно разделить на три категории:
- Стажировки , длительность которых составляет от одного до шести месяцев, но в среднем два месяца — порядка 88% от таких вакансий.
- Подработка/сезонная работа — порядка 11% от таких вакансий.
- Прохождение производственной /преддипломной практики — 1% от таких вакансий.
Все эти вакансии ориентированы в основном на соискателей без опыта работы или с опытом работы не более 1 года.
На стажировку чаще всего приглашают стажеров и ассистентов в различные отделы (маркетинг, финансы, юриспруденция, продажи, HR, ИТ) – менеджеров по туризму, хостес, администраторов салона красоты, операторов колл-центра и др.
Подработка/сезонная работа — это работа, чаще всего не требующая специальной подготовки: продавец, промоутер, официант, бармен, курьер, оператор аппараты сладкой ваты, продавец мороженого, специалист по прокату и пр. Однако к этой же категории стоит отнести позиции, где определенное образование и квалификация необходимы: спасатель на пляж, вожатый в пионерский лагерь, Дед Мороз/Снегурочка и пр.
Пройти производственную практику предлагают компании, занятые изготовлением различных товаров и изделий. Примерами позиций являются инженеры, пекари, кондитеры, специалисты по качеству, технологи и др.
Чаще всего стажировки предлагают компании, работающие в финансовом секторе — 35% от общего числа этих вакансий. Каждая шестая компания представляет отрасль СМИ, маркетинга, PR, рекламы, дизайна и продюсирования. Еще 13% всех вакансии — это компании, занимающиеся розничной торговлей.
Средняя зарплата на время стажировок в Москве колеблется в пределах 15-26 тыс. руб. Сезонную работу на лето 2015 г. сейчас готовы оплачивать в размере 27,5 — 32,5 тыс. руб.
На долю неоплачиваемых стажировок приходится 10-15% всех предлагаемых на рынке труда стажировок. Бесплатную стажировку чаще всего предлагают маркетинговые, PR, рекламные агентства — 41% всех вакансий с неоплачиваемой стажировкой.
По 28% пришлось на компании, занимающиеся розничной торговлей и непищевыми товарами народного потребления.
Несмотря на кризис 2014 г., подавляющее большинство работодателей не планируют изменять практику приема студентов на стажировки в 2015 г. — 91%.
Изменится ли в вашей компании практика приема студентов на стажировку в 2015 году?
Ответ | % |
---|---|
Да, прекратим проводить стажировки | 9 |
Нет, не изменится | 91 |
2/3 работодателей используют стажировки, чтобы в дальнейшем была возможность принять соискателей в штат. 27% ведут прямой подбор специалистов через стажировки и лишь 7% используют прием людей на стажировки в качестве дополнительных рук.
Как бы вы описали практику проведения стажировок в вашей компании?
Ответ | % |
---|---|
Используем стажеров как дополнительные руки, в штат не берем | 7 |
По результатам стажировки можем принять в штат | 67 |
Проводим прямой подбор в штат после прохождения стажировки | 27 |