Зачем компании принимают стажеров
Организация программы стажировок — большой труд для HR-подразделения. Нужно продумать и прописать концепцию, регламенты и правила отбора стажеров, проведения стажировки, оценки ее результатов, разработать систему мотивации и оформления стажеров, в том числе позаботиться о технике безопасности. Ради чего все это делается?
Стажеры нужны работодателям, чтобы развивать HR-бренд. Также это способ привлечь молодых перспективных специалистов в те профессиональные области, где ощущается дефицит готовых профессиональных кадров (например, в ИТ и диджитал-маркетинг), или туда, где требуются свежий взгляд, нестандартное мышление (рекламные агентства, сфера «продакшен», медиа). Наконец, стажировки позволяют экономить на фонде оплаты труда, если бюджет организации ограничен, а ключевых сотрудников надо разгрузить от рутинных процессов.
Существует и менее очевидная, хотя и не меньшая по значению ценность от стажировок: работа со стажерами позволяет развить управленческие навыки будущим руководителям в тех компаниях, где есть система кадрового резерва. Кроме того, процесс передачи своего опыта стажерам позволяет ключевым сотрудникам проанализировать собственный уровень экспертности.
Небольшой опрос руководителей HR-подразделений различных по размеру российских и международных компаний из разных отраслей экономики наглядно демонстрирует пользу стажировок.
Юлия Карапай, директор по персоналу компании Media Instinct Group:
«Наша группа компаний растет очень активно, и стажеры для нас — это «новая кровь», свежий взгляд и наше будущее. Мы принимаем в стажеры в основном студентов социологического факультета МГУ. Ребята получают возможность посмотреть на нашу индустрию изнутри. Если стажер показывает хорошие показатели, мы берем его в штат — и он растет профессионально. Некоторые стажеры, которые пришли к нам пару лет назад, уже занимают позиции старших специалистов, несколько человек готовятся занять должности руководителей групп.
Основные плюсы молодых специалистов: они энергичны, адаптивны, открыты новому, с удовольствием включаются в освоение технологий и используют профильное программное обеспечение. Минусы: стажеры не всегда понимают, чего ждут от жизни и профессии, иногда уходят, потому что осознают, что хотели бы заниматься чем-то другим. Но в любом случае мы всегда рады, что помогли людям попробовать свои силы и дали им возможность старта».
Марина Базылева, директор по персоналу ООО «ОМЗ-Спецсталь»:
«Наша программа называется «Новая волна», ее основная цель — омоложение коллектива технической дирекции металлургического завода. Целевая аудитория — старшекурсники и выпускники Санкт-Петербургского политехнического университета по специальностям «чёрная металлургия», «обработка металлов давлением», «металловедение и термическая обработка металлов», «технология машиностроения». Первый этап — конкурсный отбор кандидатов в стажеры. Мы просим желающих прислать эссе с обоснованием выбора профессии и интереса к работе на заводе, проводим собеседование с руководителями технической дирекции и тестирование.
С теми, кто прошел отбор, мы заключаем срочные трудовые договоры, составляем для каждого индивидуальный план, который включает знакомство с заводом, изучение нормативно-технической документации того отдела, где проходит стажировка, детальное знакомство с работой соответствующего цеха. Ребята со специальностью «обработка металлов давлением» стажируются не только в отделе главного кузнеца, но и в кузнечно-прессовых цехах либо в качестве технологов, или при желании пробуют себя в качестве мастеров. «Металловеды» работают в отделе термической обработки и термическом цехе. Срок стажировки в цехе — не меньше месяца.
В нашем случае стажировка — это углубленная адаптация. Новый работник, еще очень юный, оказывается на заводе среди старших коллег. Формат стажировки позволяет ему комфортнее входить в коллектив, прочувствовать специфику работы и выбрать себе наиболее подходящее направление: работать технологом, уйти в цех мастером или специализироваться в области контроля качества. Для наших постоянных работников работа со стажерами — тоже плюс, они переосмысливают многие внутренние процессы, когда объясняют их стажерам. Специалисты с большим желанием занимаются со стажерами, это большой вклад в развитие преемственности.
Сейчас в проекте 11 человек. Стажировка у них проходит в три этапа. Первый этап — три месяца в выбранном отделе. Затем — от одного до трех месяцев в цехе (срок зависит от количества цехов по профилю и выбранных должностей — только технолог или технолог и мастер). И третий этап — два месяца в службе качества. После шести месяцев мы готовы принять стажера в штат, если он удачно пройдет итоговую оценку. Но период стажировки может длиться и дольше, до 12 месяцев».
Юлия Шундикова, менеджер по развитию бренда работодателя в компании Danone:
«В компании Danone мы ежегодно реализуем три программы для молодых специалистов: Surf Danone (подготовка молодых менеджеров в различных департаментах), Danone Band (программа развития технических экспертов) и Danone Twist (летняя стажировка). Эти программы, конечно, требуют вложения внутренних ресурсов, причем не только HR-службы, однако их польза очевидна: программы позволяют нам готовить резерв из талантливых молодых специалистов. Получается быстрее, чем процесс поиска на кадровом рынке и адаптации в Danone уже готовых профессионалов.
Вообще, стажировки и программы развития молодых специалистов нужны компаниям, которые стабильно нуждаются в закрытии конкретных позиций или которым сложно найти на кадровом рынке необходимых экспертов. При правильно спланированном процессе такие программы выходят дешевле и заметно эффективнее стандартного рекрутмента. К тому же такой подход укрепляет репутацию бренда работодателя среди молодой аудитории. Почему это важно: даже если молодые перспективные люди пойдут после окончания вуза в другую компанию, они с интересом продолжат следить за карьерными возможностями в той организации, куда им хотелось попасть еще студентами».
Ольга Полобок, руководитель направления в дирекции по персоналу ООО УК «Росводоканал»:
«Для молодых специалистов у нас есть программа стажировки, которая позволяет им научиться инновациям, созданным их коллегами.
Стажировка строится по плану, который определяет, из каких мероприятий она состоит, кто с кем контактирует и как оцениваются результаты. Стажировку оценивает как сам стажер, так и принимающая сторона. Результат стажировки — материал, который стажер воспринял, технология, которую он перенял, мероприятия по внедрению того, что он узнал. Также стажер получает рекомендации. Часто стажировка сопровождается последующим кураторством того, кто ее проводил.
Плюс таких мероприятий — в генерации, сохранении и передаче экспертных знаний внутри компании (элемент самообучающейся организации). Причем на освоение новых технологий затрачивается минимум времени, а адаптация новых знаний и умений к практической деятельности получается максимальной. Стажировки помогают сэкономить бюджет на внешнем подборе, ведь мы «растим» профессионалов сами.
Но есть и минусы: стажировки — это дополнительная нагрузка для квалифицированного персонала. К тому же могут возникнуть сопутствующие затраты на командировки и организацию процесса.
С учетом плюсов и минусов, прежде чем разрабатывать программы стажировок, нужно внимательно изучить проблемы и задачи бизнеса, стратегии развития персонала, чтобы понять, какие из них помогут закрыть программы стажировок».
Полина Хабарова, HR-директор, директор по трансформации бизнеса ИТ-компании КРОК:
«Половина наших приглашенных кандидатов — стажеры, для которых компания КРОК становится первым местом работы. У нас высокотехнологичная компания, поэтому современных стажеров — представителей «цифрового поколения» — мы рассматриваем как полноценных партнеров и генераторов новых идей для развития бизнеса. Они уже глубоко погружены в диджитализацию, легко обучаются, улавливают тренды.
Работа с молодым поколением позволяет нам и самим постоянно учиться новому, не отрываться от реальности, быть готовыми к приходу будущих кандидатов, прогнозировать изменения на рынке. Поэтому мы не только начинающих специалистов принимаем на работу, но и ведем специальные проекты для студентов и даже для школьников. У нас есть кейс-лаборатория, где студенты вместе с экспертами решают продуктовые бизнес-задачи, есть программа «Школа IT-решений», в рамках которой участники создают IT-решения для проблем города и школы.
Стажеров мы с первого дня воспринимаем как сотрудников и оформляем в штат. Сразу после оформления договора им в полной мере доступны все корпоративные бонусы. Помимо открытой корпоративной культуры, по правилам которой у нас не считается зазорным задавать вопросы и ошибаться, быстрее разобраться в рабочих процессах помогает система наставничества.
Наш самый характерный кейс — директор департамента вычислительных систем Валентин Губарев. Когда-то он начинал со стартовой позиции инженера, через месяц стал подхватывать менеджерские функции, а спустя 11 лет стал руководителем департамента».
Владислав Рыпинский, руководитель проектного бюро «СКАДО Проект»:
«Я беру на работу стажеров по двум причинам: их тарифная ставка меньше, чем у опытных специалистов, при этом у молодых лучше обучаемость. Но есть и минусы: стажеров необходимо постоянно контролировать и учить, у них случаются грубые ошибки в работе. Поскольку моя компания работает с технически сложными объектами, эти недостатки становятся еще значимее. Но, несмотря на это, я считаю, что в компании должен быть определенный процент стажеров, так как их плюсы редко встречаются у других категорий работников.
Быстрее всего молодой специалист обучается на реальных заказах под чутким контролем старших коллег. В остальном скорость зависит от личных качеств человека — не только профессиональных знаний, но и умения общаться с людьми и получать необходимую информацию.
Эффективнее брать студентов на полный рабочий день, на минимальную ставку. В этом случае компания не понесет серьезных убытков, если молодой специалист не окажется перспективным. Если же он покажет себя с хорошей стороны, то можно подумать о его дальнейшем продвижении и увеличении оклада. У нас есть пара таких сотрудников, они профессионально растут с хорошей скоростью. Бояться не нужно, но важно понимать, что стажер — это осознанный риск. Либо он оправдает себя, либо придется искать дальше.
Надо учитывать, что в больших компаниях со штатом более 200 человек обычно есть отдельный работник или даже целый отдел по работе с малоопытными специалистами, он обеспечивает их обучение базовым навыкам и оценивает эффективность в конце испытательного периода для принятия решения о дальнейшем сотрудничестве. В небольших компаниях функции такого отдела выполняет начальник, и ошибки в выборе могут повлечь за собой значительные убытки».
До 10 февраля 2019 года на сайте hh.ru действует акция, позволяющая работодателям опубликовать приглашения для стажеров без дополнительных расходов.