Закулисье редких профессий: кого не берут в стивидоры и как собрать автомобиль за 16 часов
Работа для докера
Вакансии АО «Морской порт Санкт-Петербург»
Речь идет о четвертом по производительности морском порте с суммарным грузооборотом 58 миллионов тонн. Несмотря на внушительные масштабы, большинство петербуржцев и жителей города не видят его причалов и лишены возможности наблюдать за погрузкой судов, прибывающих со всего мира. Работа кипит здесь круглосуточно, на нее не влияют ни сложные погодные условия, ни праздники. С разных концов страны по железной дороге и автомагистралям сюда стекаются разные грузы — от атомных реакторов до космических кораблей.
Попасть в морской порт невозможно, если вы не работник или не большое судно, которое нуждается в погрузке ценного товара или избавлении от него. Правда, единственное исключение сделали для питерских блогеров, которые за четыре часа экскурсии успели побывать в первом и втором районах порта, которыми оперирует АО «Морской порт Санкт-Петербург», и даже забрались на высотный стреловой кран, запечатлев уникальные виды на акваторию и сам порт.
Историю строительства и открытия морского канала на Гутуевском острове в 1885 году
Еще 133 года назад было сложно представить, что во втором грузовом районе, что расположился напротив Канонерского острова, вести погрузку огромного балкера Ultra Villarica под сингапурским флагом будут петербургские докеры. Здесь нам и удалось пообщаться с представителем редкой профессии — стивидором Юрием Головашем: «Задача стивидора — организовать и проконтролировать погрузку и разгрузку судна, а также вести переговоры с судовыми агентами, которые представляют сторону перевозчика. Профессия стивидора очень непростая и сильно зависит от набора практического опыта, а не только от обучения, потому что груз нужно размещать грамотно, учитывать его центровку, индивидуальные свойства, крепеж и конфигурацию трюмов судна. Кроме того, время на погрузочно-разгрузочные операции всегда очень жестко лимитировано», —
Процессом погрузки занимаются крановщики, докеры-механизаторы, стропальщики, такелажники и бункеровщики, а тальманы ведут учет грузов. Если у вас нет понимания, кто из них за что отвечает, самое время почитать требования к работникам этих специализаций на hh.ru. Техническую сторону работ
Интересно, что все работники должны знать технический английский язык, поскольку на нем, в соответствии с международной терминологией, говорят иностранцы, прибывающие в порт. Есть и ограничения по гендерному признаку — например, женщин не рассматривают в качестве стивидоров, зато представительницы прекрасного пола прекрасно справляются с учетом и распределением грузов на позиции тальмана.
Еще одна важная профессия для обеспечения бесперебойной работы морского порта — крановщик. На территории порта можно увидеть несколько десятков кранов грузоподъемностью до 40 тонн и два самоходных крана фирмы Liebherr максимальной грузоподъемностью до 144 тонн. Особенность в том, что ими можно управлять не только из кабины, но и с земли с помощью беспроводного пульта. Вообразите огромный кран, способный без труда поднять одновременно три танка Т-34, который маневрирует, будто игрушечная машина на пульте управления. Как верно
Кабина крана расположена на высоте 30 метров: «Внутри толстого «стебля» — длинная винтовая лестница наверх, с одной переходной площадкой. Представьте себе, что вы забираетесь на 10–11-й этаж без лифта. Вот примерно такая высота! —
Кстати, освоить азы профессии крановщика можно здесь же, в учебном центре АО «Морской порт Санкт-Петербург», расположенном рядом с причалами. Блогер Ильдар Бабиков
Конечной точкой в маршруте экскурсии, вопреки названию, стал первый грузовой район порта. Отсюда открываются впечатляющие виды на морской вокзал, заполучить которые в свою Instagram-копилку был бы рад любой блогер. Здесь же готовился к погрузке алюминиевых слябов балкер Tiberborg — каждый такой «кирпич» имеет свою маркировку и весит 761 килограмм, хотя вес слябов может варьироваться. Продвигаясь дальше, Сергей Бабушкин
Если говорить об особенностях рынка труда в отрасли «Транспортно-логистические комплексы, порты», на сайте hh.ru в России было открыто почти 50 тысяч вакансий для работников различных специализаций. Каждое второе предложение о работе в отрасли было ориентировано на представителей сферы транспорта и логистики, практически в каждой пятой вакансии требовались специалисты по продажам, а в каждой десятой — административный или рабочий персонал. Порядка 57% вакансий, открытых в январе-декабре, были ориентированы на кандидатов с опытом работы от 1 года до 3 лет. На 23% позиций российские работодатели готовы были нанять начинающих специалистов, а в 18% рассматривали исключительно опытных соискателей с профессиональным стажем от 3 до 6 лет.
Самыми востребованными специалистами у компаний из разных регионов России из отрасли «Транспортно-логистические комплексы, порты» стали менеджеры по привлечению клиентов, электромеханики, аналитики, декларанты, менеджеры по логистике, тальманы, кладовщики, операторы терминалов. Уровень средней предлагаемой заработной платы в вакансиях в 2018 году составил 42 734 рубля. Но многое традиционно зависит от профессии. Например, среднее финансовое вознаграждение тальмана равняется 39 тыс. рублей.
По данным АО «Морской порт Санкт-Петербург», средняя зарплата в компании составляет 66 тыс. рублей.
Автомобиль с нуля за 16 часов
Вакансии ООО Hyundai Motor Manufacturing Rus
От морских путей перейдем к автомобильным. Словосочетание «автомобильный завод» сегодня ассоциируется с просторными белыми стерильными цехами, в которых без устали трудятся роботы. Всюду царит покой, нарушаемый лишь шумом конвейера. На самом деле этот образ не так далек от правды, в чем удалось убедиться благодаря экскурсии на петербургский завод «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Вот только на просторах производства полного цикла есть место и для людей — специалистов разного профиля, занятых на четырех участках работ — штамповки, сварки, сборки и покраски. Питерские блогеры смогли побывать во всех цехах за исключением последнего — на самой стерильной площадке должна соблюдаться идеальная чистота, чтобы ни одной пылинки не попало на идеальный свежеокрашенный капот автомобиля.
От начала сварки корпуса до тест-драйва автомобиля на треке проходит 16 часов. Как
Сюда поступает листовая сталь в рулонах, которую нарезают и отправляют на пресс, — пока это лишь заготовки для крыльев, капота, кузова. «Если заглянуть за стекло, то видно, что под первый пресс подается совершенно плоская заготовка, где она приобретает нужную форму. На втором прессе обрубаются излишки металла, на третьем происходит погибка, а на четвертом — пробиваются технологические отверстия», — рассказывает об увиденном Виктория Кандаурова. А Вячеслав Пона
На втором этапе работ вмешательство человека минимально — в сварочном цехе хозяйничают роботы. «Их более 180 штук, задействованных на шести вспомогательных и двух основных линиях. Фонтаны огненных брызг летят во все стороны, так что выданная защита явно не лишняя», —
При этом без людей все равно никуда: специалисты занимаются программированием и обслуживанием машин. Пока на табло горит зеленый свет, беспокоиться не о чем: можно наблюдать, как происходит сварка кузова, навешиваются подвижные элементы, идет шлифовка.
Каждый автомобиль на этом этапе приобретает не только более узнаваемый облик, но и уникальный вин-номер, по которому можно узнать его комплектацию и цвет. Можно сказать, это «свидетельство о рождении» автомобиля, по крайней мере, таким
«Мы проделали неплохой путь. Впереди самое интересное — конвейер, где из нашей кузовной заготовки «вылупится» автомобиль, готовый двигаться на своих колесах», —
Это самый большой цех. Его название говорит само за себя: из множества разрозненных элементов, подобно конструктору Lego, около 280 специалистов шаг за шагом собирают в единое целое автомобиль. «Цех сборки состоит примерно из 125 станций, по которым распределены сотрудники, —
По мере продвижения вперед автомобиль обрастает новыми деталями и наполняется необходимыми техническими жидкостями. Однако перед тем, как он обретет главное — двигатель, устанавливается приборная панель — работники ловко подхватывают ее механическим щупом, за считаные секунды отправляют в салон и ставят на место.
Финишная прямая — станция контроля качества. Работники конвейера передают эстафету контролерам ОТК. К слову, их легко распознать по цвету униформы: их отличительным знаком являются белые футболки. Вячеслав Пона также
В целом в цехе сборки происходит многоступенчатый контроль качества выпускаемых автомобилей. Перед тем как машина попадет в руки конечного покупателя, она должна пройти ряд серьезных испытаний, в том числе и на тестовом треке. Правда, вместо спортивной трассы блогеры обнаружили полигон. Он построен так, что в процессе преодоления препятствий водитель может выявить возможные дефекты автомобиля.
Как правильно
Если вы задумываетесь о карьере в сфере автомобильного бизнеса, то на специалистов из этой профобласти в 2018 году приходилось 3% от всех предложений о работе в России. Об уровне конкуренции можно судить по hh.индексу — соотношению количества активных резюме к вакансиям. В среднем на одно рабочее место в сфере автомобильного бизнеса в 2018 году претендовали 2,6 соискателя, хотя нормой на рынке труда считается 5–6 кандидатов на позицию. То есть кадров не хватает, и работодатели активно привлекают персонал.
В среднем рынок вакансий в сфере автомобильного бизнеса в конце года увеличился на 61% по сравнению с ноябрем прошлого года, а число резюме выросло всего на 19%. Самыми востребованными производственными специалистами у компаний из отрасли автомобильной промышленности в 2018 году стали работники специализации «Машиностроение» (38%), инженеры (22%), представители отдела контроля качества (11%), технологи (9%), конструкторы (8%).
Уровень средней предлагаемой заработной платы в сфере автомобильного бизнеса в России в 2018 году составил 45 тысяч рублей.