Эксперименты с вакансиями: что влияет на просмотры и отклики
Когда в вакансии нужно что-то изменить
Когда маркетологи размещают в интернете рекламу товара или услуги, они сразу следят за эффектом — просмотрами и кликами, чтобы не расходовать бюджет напрасно. Если реакции на рекламу нет или реагирует нецелевая аудитория, меняют текст или картинку и снова смотрят на эффект.
С вакансией нужно поступать так же. Вакансия «Стандарт» активно собирает отклики в первые три дня, «Премиум» — неделю. Поэтому смотрите на количество просмотров и откликов в течение этого «горячего» периода и, если их мало, принимайте меры: когда будете обновлять вакансию, поменяйте в ней что-нибудь.
Как понять, что именно менять. Сделайте конкурентный анализ вакансии на hh.ru — это бесплатно. Лучше проводить его еще до размещения вакансии, но если вы поторопились с публикацией без анализа, сделайте его после. Попасть в «Конкурентный анализ вакансии» можно через вкладку «Все сервисы».
Проверьте вакансию по чек-листу типичных ошибок. Покажите ее кому-то из специалистов, похожих на тех, кого вы хотите привлечь через нее, и спросите, откликнулись бы они на нее, и, если нет, почему. В идеале всё это тоже лучше сделать до публикации, но лучше поздно, чем никогда.
Ниже — еще несколько подсказок.
1. Если у вакансии нет или мало просмотров
Это значит, что вакансию пролистывают, не открывая, либо она редко попадает в поисковую выдачу. Первый вариант означает, что ваша вакансия не заинтересовывает соискателей, когда они скроллят перечень вакансий, сформированный по их поисковому запросу. В это время они видят только название, зарплату (если вы ее указали), наименование работодателя и краткое описание. Вот пример, как выглядит поисковая выдача у соискателя.
Если вакансию пролистывают, не открывая, возможно, у нее неудачное название, слишком низкая зарплата или невнятное краткое описание.
Второй вариант — вакансия редко показывается в поисковой выдаче — случается как из-за неудачного названия и описания, так и из-за ошибок с размещением вакансии (например, если неправильно указана профобласть).
Поменяйте название
Сформулируйте название вакансии точнее. Узнайте, как предпочитают называть себя специалисты, которых вы ищете. Проверьте, увеличатся ли после этого просмотры. Если у соответствующего функционала может быть несколько альтернативных вариантов названий, попробуйте все и посмотрите, какой из них сработает лучше.
Если у должности есть какое-то преимущество, которое уместно указать сразу в названии, сделайте это. Например, для менеджеров по продажам большой плюс — работать не с холодной, а с теплой базой. На hh.ru был кейс, когда две похожие вакансии менеджеров по продажам с зарплатой одного уровня принципиально отличались только названием: одну назвали просто «менеджер по продажам», другую — «менеджер по продажам (теплые клиенты)». Вторая вакансия набрала в два раза больше откликов.
Разберитесь с зарплатой
Конкурентный анализ вакансии выявляет в том числе отклонение зарплаты от среднего уровня в предложениях конкурентов. Если вы пользуетесь таким инструментом, как «Карта вакансий» от проекта «Люди в цифрах», вы можете сделать более глубокую аналитику — по аналогичным вакансиям конкретных конкурентов. Вдруг кто-то из них разместил суперзаманчивое предложение существенно выше рынка — и все кандидаты сейчас «слетаются» только на него, игнорируя остальные.
Если вы видите, что предложенная вами зарплата ниже рыночного уровня, уберите ее из вакансии.
Вообще, обычно мы советуем в вакансии зарплату указывать. Потому что, когда сведений о зарплате нет, соискатели думают, что она слишком низкая (если, конечно, это не позиция топ-менеджера), и предпочитают вакансии, в которых зарплата указана. Но в ситуации, когда зарплата ниже рынка, убрать ее — меньшая из двух зол. Пока вакансия активно показывается в топе, вы получите хотя бы какое-то количество откликов, параллельно убеждая руководителя пересмотреть размер вознаграждения в соответствии с рыночными реалиями.
Если зарплата в вашей вакансии, наоборот, не была указана, хотя она предполагается достойной, не умалчивайте о ней — укажите. И следите, увеличатся ли просмотры.
Если у вас зарплатная вилка и вы указали нижнее значение («от 45 000 рублей»), попробуйте указать вместо этого максимум («до 70 000 рублей») и следите за просмотрами. О влиянии размера зарплаты на отклики мы рассказывали здесь.
Посмотрите краткое описание
Попробуйте найти свою вакансию как обычный пользователь и посмотрите, как она выглядит в поисковой выдаче на фоне остальных похожих. Заодно поймете, легко ли она находится.
Краткое описание понятное, содержит ключевую информацию или в нем «вода» и путаница? Краткое описание формируется автоматически из вашего основного текста вакансии. Попробуйте что-то переформулировать в основном тексте — изменится и краткое описание. Если сейчас у вас сплошной текст свободной структуры, разбейте его на разделы: обязанности, требования, условия.
Повторно разместите вакансию в другой день
Если у вас вакансия «Стандарт», проверьте, когда вы ее разместили. Соотнесите это с
Но из каждого правила есть исключение: некоторые HR-специалисты опытным путем вычисляют, что их целевая аудитория, наоборот, активно ищет работу по пятницам и в выходные дни. Мы рассказывали про такой кейс.
Если просмотров меньше, чем вы ожидали, и вы не уверены, публикация в какой день и в какое время суток сработает лучше в вашем случае, проведите эксперимент — попробуйте обновлять вакансию в разные дни и разное время, сравните результаты.
2. Если просмотров много, а откликов нет
Это значит, что вашу вакансию легко найти, она в топе, заинтересовывает соискателей в поисковой выдаче, но, когда они ее открывают и читают подробнее, что-то в ней разочаровывает или даже отталкивает.
Это повод проанализировать основной текст вакансии глубже — нет ли в ней типичных ошибок и соответствует ли она правилам привлекательности.
Опять же, покажите ее тем, для кого она предназначена, и спросите, откликнулись бы они и если нет, то почему. Уберите или переформулируйте то, что их смущает.
HR-менеджер сервиса бухгалтерской поддержки бизнеса рассказывала про случай из ее практики, когда на вакансию бухгалтера с зарплатой выше рыночного уровня не поступило откликов. Вакансию показали бухгалтерам, которые уже работали в этой компании. Они сказали, что не стали бы откликаться — испугались бы, что профессионально не соответствуют (в вакансии было слишком много требований). Когда в описании оставили только самые существенные требования, а остальные удалили, на нее пошли отклики.
3. Если отклики сплошь нерелевантные
К сожалению, это нормально в сложные периоды, когда много людей теряет работу (они начинают откликаться на любые варианты). Но в обычных стабильных условиях это означает, что условия вакансии привлекают не тех, кто вам нужен, но совсем не привлекают тех, кого вы ждете. Например, потому что из описания вакансии не очень понятно, какого рода специалиста вы ищете и какие конкретно задачи будут стоять перед ним (смотрите ошибку № 3 в этой статье), или у вас в одной вакансии функционал сразу для целого отдела (смотрите ошибку № 5 в этой статье).
Сформулируйте описание точнее. Для этого попросите заказчика подбора (руководителя, в команду которого требуется специалист) помочь вам составить профиль должности.
Еще возможный вариант: нужные специалисты вакансию тоже смотрят, но им в ней что-то не нравится (см. предыдущий раздел статьи), тогда как непрофессионалы не обращают на эти недостатки внимания.
Самая частая причина большого количества нерелевантных откликов — высокая зарплата. Чем она выше, тем больше соблазн откликнуться даже у человека совсем из другой сферы («А вдруг повезет?»). Если при этом еще и требования к соискателям и описание функционала не очень четкие или кажутся простыми, то откликаются все подряд.
Не меняйте всё сразу
Если у вас несколько гипотез, что стоило бы поменять в вакансии, не спешите менять всё за один раз. Иначе вы не поймете, что сработало, а что — нет, можете перебить эффект от правильного изменения неправильным и даже не понять этого.
Допустим, вы переформулировали название вакансии (должности) и одновременно указали размер зарплаты, если в первом варианте размера зарплаты не было. Если после этого просмотров не стало больше, а вы по-прежнему не знаете, проблема в названии, в зарплате или и в том, и в другом. Может быть, новое название удачное и оно сработало бы, если бы вы по-другому указали зарплату.
Последовательные изменения (сначала название, потом зарплата или наоборот) позволят отследить реакцию на каждое из них и в конце концов создать наиболее удачный вариант вакансии.
Все эти советы — скорая помощь для попытки отладить вакансию на ходу. Хотите действовать как настоящий марчар (HR-маркетолог) и составлять четко выверенные под целевую аудиторию вакансии? Скоро расскажем, как проводить сравнительное тестирование вакансий.
Хороших вам откликов!