Как выражение лица на фото в резюме влияет на ощущение компетентности (в России)
⏱ Время прочтения — 10 минут
Недавно Яндекс.Практикум публиковал статью
В комментариях нам задали интересный вопрос: «Будут ли отличаться результаты в России?»
И мы попробовали сделать свое исследование. Оно не может называться научным, но мы постарались провести его максимально корректно.
Модели
Мы рассылали друзьям и в корпоративные чатики гайд для создания фото. В нем мы просили людей сфотографироваться на нейтральном фоне, в обычной одежде, с тремя выражениями лица: серьезным, со сдержанной улыбкой и с широкой американской улыбкой.
Всего фотографии прислали 13 моделей: восемь женщин и пятеро мужчин. Все работают в ИТ или рядом. Каждая из моделей написала, какая из фотографий им кажется самой подходящей для профессиональной соцсети типа Linkedin.
Мы масштабировали фотографии, чтобы лицо занимало примерно одинаковый процент фото. Вот наша усредненная модель.
Опрос
Фотографии с разными выражениями лица были равномерно распределены по трем опросам. В каждом из них было 13 фотографий одних и тех же моделей, но модели были с разными выражениями лица.
Каждый респондент получал рандомную ссылку на опрос. На первый опрос ответило 107 человек, на второй — 107, на третий — 101.
Вопросы внутри теста показывались в случайном порядке.
Респонденты
Всего было получено 315 ответов. Из них 125 (39,7%) от женщин и 190 (60,3%) от мужчин.
268 (85%) заняты в ИТ-сфере.
Постоянно в найме участвуют 72 (22,9%) человека, время от времени — 139 (44,1%), никогда не участвовали — 104 (33%).
В основном на опрос отвечали люди до 35 лет. Возрастной состав: до 25 лет — 29,2%, 26–35 — 58,7%, 36–45 — 11,1%, старше 45 лет — 0,9%
Результаты
В первой статье было исследование о том, что американские СЕО в основном всегда улыбаются, а китайские — почти всегда серьезны. Кажется, мы все-таки ближе к востоку, потому что широкая улыбка у нас воспринимается хуже всего.
Лучше всего воспринимается сдержанная улыбка.
Если вы видели исходное исследование и не особо вчитывались в цифры, то у вас может сложиться впечатление, что там как будто эффект был гораздо выраженнее. На самом деле нет, просто они химичили с графиками — шкала идет не от нуля. Мы так не делаем, потому что это нехорошо.
Но в исходном исследовании тем не менее эффект был признан статистически значимым.
Распределение
Распределение ответов в среднем похоже для нейтрального выражения лица и широкой улыбки, но видно небольшой пик на 5 для сдержанной улыбки.
Исходное исследование
Теперь сравним с исходным исследованием. Там были другие выражения лица: нейтральное / широкая улыбка / задумчивое, поэтому мы сравниваем только два совпадающих выражения лица: нейтральное / широкая улыбка. Да, это некорректно, но все-таки.
У нас дельта между мужчинами и женщинами больше при любом выражении лица. То есть женщины кажутся нам с любым выражением лица в среднем чуть менее квалифицированными, чем в исходном европейском исследовании.
Также в исходном исследовании замечалось, что у нанимателей с большим опытом найма гораздо меньше дельта между воспринимаемой компетентностью мужчин и женщин. То есть ребята, которые часто нанимают в Европе, считают женщин совсем немного менее компетентными, чем мужчин. А что у нас?
Дельта между компетентностью мужчин и женщин в зависимости от опыта найма
Для редко нанимающих и у нас, и в Европе значения близкие. Но в Европе дельта между воспринимаемой компетентностью мужчин и женщин довольно сильно уменьшается при опыте найма, у нас же почти не меняется.
Опыт работы
В оценке по опыту работы приятно только то, что часто нанимающие люди внезапно чуть больше расположены к людям (неважно, с каким выражением лица), чем нанимающие редко или никогда.
Личный выбор
Сравнили средний балл для фотографий, которые посчитали удачными сами участники, и средний балл всех фото. В целом фотографии, которые человек считает симпатичными, скорее оказываются более удачными, чем нет, но довольно незначительно.
Очки
У нас была только одна модель в очках, поэтому тут мы не можем делать никаких выводов. Но тем не менее, если из интереса посчитать, ее средняя оценка — 5,01, а средняя по всем участникам — 4,77. Кто знает, возможно, это именно из-за очков.
Борода
У нас было трое бородатых и двое безбородых участников-мужчин. Средний бородатый балл — 5,09, а безбородый — 4,74. Это превосходит эффект от изменения выражения лица. Более того, эта разница больше, чем разница между средней оценкой мужских и женских фото.
Выводы
На фотке лучше делать среднеприветливое лицо. Если не умеете делать среднеприветливое и работаете в России, то смело ставьте фотку как на паспорт, которой сами боитесь. Возможно, покажетесь кому-то где-то на 4% более компетентным.
А прикладывают ли фотки вообще?
Мы посмотрели, как оценивают приложенные фотки. Но прикладывают ли эти фотки вообще? Сайт hh.ru помог нам это узнать.
Наличие фотки в резюме
Данные из резюме, которые были обновлены или созданы в 2020–2021 годах.
Мы оставили на графике десять первых регионов по наличию фотки в резюме и десять последних. В крупных городах люди чаще прикладывают фото, в национальных республиках — чаще нет. Региональная разница очень большая, между Москвой и Ингушетией — 54%.
Женщины прикладывают фото в среднем по стране чуть чаще, чем мужчины: 38% против 31%.
Молодые специалисты редко прикладывают фото, а чаще всего встречаются фотографии в резюме у людей 25–34 лет.
Но даже если фотка есть, влияет ли она на приглашение на работу?
Доля приглашений соискателей с фото в резюме в 2020 и 2021 годах
Результаты похожие: больше всего приглашений у кандидатов с фотографиями в больших городах. Но ведь там и кандидатов с фотографиями больше. Попробуем понять, где фотография может особенно выделить вас на фоне других соискателей. Посмотрим соотношение резюме с фотографиями к резюме без фотографий во всей базе резюме и в базе кандидатов, получивших приглашение на интервью.
Во всех регионах кандидатов с фотографией приглашают чаще, чем без. Но если в Москве кандидатов с фотками приглашают всего лишь немного чаще, чем кандидатов без фоток, то во всех регионах, где фотографии прикладывает мало кандидатов, они получают сильное преимущество. Соотношение нанятых кандидатов с фотографиями к кандидатам без фотографий в два раза выше, чем в общей базе резюме.
В Республике Саха (Якутия) и Чукотском АО, видимо, слишком мало данных, поэтому они дают такие выбросы.
Выводы
У нас, к сожалению, нет разбивки по отраслям. Вообще, если вы сеньор-разработчик, вас и так, конечно, наймут, хоть что ставь на фотку. Но если вы живете в Дагестане, Адыгее, Карачаево-Черкесии или Чечне и не сеньор-разработчик — фотку лучше приложить.
Возражения
Почему вы не посчитали критерий Фишера? Где стандартное отклонение?
Мы не настоящие сварщики, извините. Мы решили, что лучше вообще ничего не считать, чем посчитать неправильно и всех запутать ложной компетентностью. Но мы приложили ссылку на
А вот я никогда не смотрю на фотку, мне важны только профессионализм и опыт.
ОЧЕНЬ много людей специально написали нам в личку, что никогда не смотрят на фото, оно вообще никак на них не влияет.
Мы думаем, что даже на самых толерантных и антидискриминирующих влияют какие-то невербальные и нерациональные вещи. И если в этом не признаваться, то об этом никогда не узнаешь. Так что лучше по дефолту знать про себя, что такие-то нерациональные вещи могут подсознательно располагать вас к какому-то человеку и располагать (и наоборот) других людей к вам.
С этим правильно бороться, но неправильно это отрицать.
Но ведь дизайн эксперимента отличается!
Да, в исходном эксперименте тестировалось серьезное, улыбчивое и задумчивое выражение лица. Но так как задумчивое редко используется и заняло низкие позиции в исходном исследовании, мы решили заменить его на несколько градаций улыбки. Да, теперь нельзя сравнивать два исследования напрямую, зато наше стало более близким к жизни.
Благодарности
Спасибо всем моделям, которые сделали фото, и Екатерине Шулындиной из Яндекс.Практикума за неимоверное количество знакомых, которых она правдами и неправдами уговаривала сделать фото.
Спасибо Надежде Зотовой за помощь в обработке данных в экселе.
Спасибо аналитикам hh.ru за предоставленные данные.