Путь кандидата: что за инструмент CJM и как с ним работать
⏱ Время прочтения — 3 минуты
CJM, или Candidate Journey Map, — это визуальное представление всех точек соприкосновения кандидата с вашей компанией на разных этапах.
Выглядеть эти точки могут примерно так:
Зачем HR-специалисту понимать, как компания представлена на каждом из этапов? Чтобы привлечь лучшего кандидата, нужно понять, что ему нужно. Чтобы понять кандидата, нужно мыслить как он. CJM как раз помогает «проникнуть в голову» соискателю и понять, например, почему у вакансии много откликов, но мало кто доходит до собеседования, или почему после собеседования кандидаты не принимают оффер.
Вот как может мыслить кандидат на каждом из 6 этапов взаимодействия с компанией:
На каждом этапе CJM у кандидата есть определенные потребности. Например, на этапе просмотра ему может быть важно, чтобы компания рассказала об условиях работы, задачах, которые предстоит решать, и степени ответственности. Другими словами, он хочет понять, соответствует ли компания и конкретная вакансия его представлениям о хорошем месте работы.
Когда ваше предложение удовлетворяет каждую из потребностей, соискатель готов «купить» вакансию, то есть откликнуться на неё.
Составляем CJM
Чтобы выяснить, что происходит на каждой из точек соприкосновения, предстоит провести исследование. На этом этапе полезно поговорить с реальными людьми: задайте вопросы недавно нанятым сотрудникам, организуйте онлайн-опрос для уже работающих или недавно уволившихся людей.
Для каждого из этапов соприкосновения составьте список каналов, которые использует кандидат. Например, для поиска это могут быть hh.ru и другие сайты, социальные сети, ярмарка вакансий и так далее.
Опираясь на свой опыт, данные исследований, отзывы о вашей компании в интернете, комментарии ваших пользователей в социальных сетях, попробуйте поставить себя на место кандидата и задать следующие вопросы:
Составьте список проблем, с которыми может сталкиваться кандидат. Например, вакансия скупа на важные подробности, в ней не указаны зарплата, задачи, график работы, поэтому кандидату сложно принять решение. Или соискатели долго не получают обратную связь после отклика и начинают рассматривать другие предложения.
CJM будет работать, если использовать этот инструмент не просто как разовое упражнение, а как способ выявить слабые места подбора персонала и повысить качество каждого касания.
А еще очень важно повышать количество касаний с кандидатов. Как и в случае с маркетингом товаров и услуг, сделать это можно при помощи инструментов бустинга. Об этом инструменте и других способах работы с CJM, а также кейсах реальных компаний читайте в следующих статьях по теме.
Если у вас есть вопросы, вы хотите проработать CJM, попробовать новые рекламные инструменты или увеличить просмотры вакансии и количество откликов — вы можете позвонить, написать или оставить заявку.
↩ Назад к статьям