Топ-10 вопросов, которые обязательно нужно задать кандидату на собеседовании
⏱ Время прочтения — 7 минут
Конечно, далеко не все вопросы, которые пригодятся вам для оценки, например, будущих операторов call-центра, подойдут для собеседования на позицию финансового директора. Поэтому я выбрал только универсальные, работающие для любой должности. Получился топ-10 вопросов, проверенных «в бою» в ходе более тысячи проведенных интервью с кандидатами.
Здесь нам важно услышать, что соискатель считал своими KPI (ключевыми показателями эффективности) и вообще как он понимает слово «результат».
Важно, чтобы человек четко осознавал, за что ему платили, какую пользу он должен был приносить компании. Если кандидат не может сформулировать это, то его осознанность как сотрудника должна вызывать сомнения.
Помимо понимания, за что работник отвечал на своей должности, ему важно знать конкретные цифры. Директор по продажам расскажет о выполнении показателей плана продаж. Финансовый директор расскажет о снижении доли налогов или снижении налогооблагаемой базы. Оператор call-центра расскажет о времени на линии или количестве продаж в штуках. А директор департамента производства расскажет об экономии времени на изготовление одной детали или о снижении себестоимости.
Если вы занимались рынком ценных бумаг или хотя бы немного знакомы с ним, наверняка знаете, как любят компании, которые показывают «клюшку» — дают кратный прирост результата каждый год. Аналогичных графиков ждут и руководители от своих сотрудников: если работник повышает свою эффективность и развивается, значит он понимает, что нужен не просто результат, а объем и динамика достижений, идущие по той же самой «клюшке». И пусть это не кратное увеличение, но если прирост есть — отлично. И если перед вами оказался такой соискатель, к нему явно стоит присмотреться внимательнее.
Это один из самых традиционных вопросов к кандидатам, и отказываться от него в угоду оригинальности точно не стоит: он помогает разобраться, что было триггером, причиной принятия решения об уходе, где был срыв.
Когда я сам провожу собеседование, чтобы взять кого-то к себе в команду, тезисно фиксирую всё, что соискатель рассказывает. Выглядит это, к примеру, так: если кандидат говорит, что ушел с предыдущей работы, потому что там для него не было путей развития, я записываю, что развитие — важный для него фактор, а уже позже возвращаюсь к этому разговору и выясняю, что он понимает под развитием. Это позволяет мне понять, смогу ли я дать ему это в нашем будущем сотрудничестве, и если да, то это плюс к решению о найме.
Я обычно копаюсь во всех предыдущих местах работы, до которых могу дотянуться, потому что мне хочется понять, что с человеком происходило. Для меня нормальна ситуация, когда человек работает в компании годами — если работа интересная, собственник адекватный, компания вменяемая, она приносит прибыль и не банкротится, то зачем оттуда уходить? Если человек уходит и каждые три года обновляет свое резюме, то я тоже это запишу и посмотрю, подойдет ли мне такой человек, совпадаем ли мы по ценностям. И каким бы стандартным этот вопрос ни казался, его стоит копать, но не для галочки, а чтобы действительно разобраться.
Ох, вас ждет много откровений, особенно от линейного персонала. Не тешьте себя уверенностью, что люди мечтают найти у вас работу на десятилетия. Вы услышите много разных вариантов: и что человек хочет поработать несколько лет и потом открыть свой бизнес, и что ему хочется перейти в вашу сферу, потому что он сейчас проходит профильное обучение. И тут ваше решение, конечно, должно зависеть от вакансии, которую вы закрываете: если ищете call-оператора, это одно — тут можно взять и человека на год-два; но если это звучит из уст соискателя на позицию руководителя, менеджера или старшего сотрудника — стоит подумать, готовы ли вы тратить ресурсы — свои и компании — на внедрение сотрудника, который у вас не задержится.
Важно: задавать этот вопрос можно, только если вы уже продали себя как работодатель.
Вообще, проводить глубокое интервью кандидата лучше после того, как вы себя представили. Именно поэтому на групповых собеседованиях мы сначала проводим презентацию компании — потом общаться с кандидатами намного проще.
Что я имею в виду? В начальной презентации мы всегда рассказываем о том, кого мы ищем, под какие задачи и под какие цели. И если соискатель обладает цепким аналитическим умом, то он возьмет эту информацию себе на вооружение и поведет презентацию себя с опорой на нее: «вы сказали, что есть вот такие цели, а я тот человек, который может этих целей достичь, потому что у меня был такой-то результат, такой-то опыт, и вообще я только этим и занимался».
Это вопрос в первую очередь незаменим при собеседованиях на должности в продажах, но хорош и для любой другой сферы — он прост, но показателен, так как подсвечивает адекватность, умение слышать и слушать, что крайне важно для любого сотрудника. Если человек не слышит ваши вопросы, ваши задачи или интерпретирует их не так — вряд ли вам будет комфортно с ним работать.
Не существует людей, не совершающих ошибки. У кого-то их больше, у кого-то меньше, но все они есть опыт, а значит — повод для обсуждения. Услышать рассказ о рабочих провалах, а главное — о том, как из них выходили и какой опыт вынесли, значит — многое понять о кандидате.
Например, при отборе руководителя я бы смотрел на то, как человек выводил систему из ошибки — как он эту ошибку зафиксировал, чтобы она больше никогда не повторялась. Если ответа на этот вопрос у соискателя нет, то в его управленческих скилах стоит усомниться, потому что одна из основных задач руководителя — всё заводить в систему, чтобы ни одна ошибка не повторялась дважды.
Для линейных сотрудников важно, как они интерпретируют ошибки — винят третью сторону или берут ответственность на себя.
Вопрос несколько провокационный, но, по-моему, его стоит задавать — ответ может принести неожиданные открытия.
Однажды я так нанял сотрудника (сейчас он — старший сотрудник отдела продаж), которому был почти готов отказать, — именно этот вопрос дал мне понимание, что кандидат сильный, хотя и не такой, каких я привык видеть на этой должности.
Очень важно сформулировать вопрос именно так, говорить, как уже о свершившемся факте: что расскажут о вас, когда я позвоню? Чтобы предвосхитить сюрпризы этой обратной связи от бывшего начальника, кандидат либо уйдет в защиту и начнет себя оправдывать, либо поделится своими самыми сильными сторонами или какими-то слабостями, которые были не очевидны, но могут оказаться решающими для вас.
Вообще, вопрос зарплаты мы впервые задаем еще в самом начале общения — в анкете отклика или в первом собеседовании по телефону. Но на очном или онлайн-собеседовании нередко можно услышать другие цифры.
Часто сотрудники, которых вы приглашали на зарплату, которую даже опасались им называть, готовы сами просить меньше. А иногда, напротив, вдруг «поднимают ставки». Поэтому мы и задаем этот вопрос еще раз.
Если по результатам общения у вас сложится ощущение, что человек себя переоценивает, спросите, сколько в среднем он получал на предыдущем месте работы. Как правило, люди не склонны тут хитрить (особенно после предыдущего вопроса — о грядущем вашем общении с его бывшим работодателем) — и своим ответом сами ставят всё на места.
Важно: следующим вопросом узнаем о карьерных амбициях кандидата — спрашиваем, сколько бы он хотел получать через год. Это покажет нам, насколько человек ценит свой труд и готов не «высиживать зарплату», а давать результат — важная черта осознанного работника.
Это очень важный вопрос для того, чтобы ритуал под названием «собеседование» подвести к продаже работы.
Многие забывают, что собеседование — это мероприятие, где обе стороны — и наниматель, и кандидат — себя продают. И в классической схеме продаж, которая до сих пор работает, есть чудесный этап выявления потребностей.
Если часть потребностей вы смогли выявить с помощью вопроса о причинах ухода с предыдущих мест работы, то здесь мы получим не «мотивацию от», а «мотивацию к».
Я очень настойчиво добиваюсь ответа на этот вопрос, сопровождая его коучинговыми приемами: если человек не может ответить, прошу его хотя бы предположить, что он знает, что для него важно, или прошу пофантазировать на тему идеальной работы, куда он с удовольствием ходит каждый день. По сути, это один и тот же вопрос, просто иначе сформулированный.
Эти тезисы «мотивации к» лучше сразу же зафиксировать и применить для последующей продажи работы соискателю. Я старательно записываю их, потому что удержать в голове такие вещи по каждому кандидату сложно. Когда понимаю, что соискатель мне однозначно нравится, перехожу к своему этапу — продаже работы — и использую эти тезисы.
Конечно, это не исчерпывающий, но достаточно полный список универсальных вопросов для большинства должностей, которые, по моему мнению, стоит задать кандидатам на собеседовании. Удачи вам, набирайте сильных людей, получайте отличный результат.
↩ Все статьи