Прежде чем заниматься карьерным планированием и принимать важные решения, нужно осмотреться по сторонам и понять, что на самом деле происходит. Во времена неопределенности мы стремимся сохранить контроль хоть над чем-то в нашей жизни. Перемены пугают, а смена работы — это очень много перемен. Но если обратиться к статистике и проследить тренды, окажется, что всё не так плохо.
В последнее время возник тренд: искать HR-специалистов непосредственно под наладку и автоматизацию процессов подбора. Бизнес понимает, что в цифрах ключ к грамотному распределению временного и финансового ресурса. И статистика это подтверждает: аналитики hh.ru и
Больше всего потребность в HR-специалистах с цифровыми навыками наблюдается в ИТ-индустрии (из 31 тыс. вакансий в 19% указано знание HR-автоматизации) и ретейле (из 34,8 тыс. вакансий в 18% — обязательное требование работы в CRM-системах для подбора).
Вывод простой — развивайте аналитические навыки и разберитесь в теме автоматизации, это может стать основой вашего роста в новом году.
Гюзель Гараева, HR-консультант, ментор и основатель онлайн-школы для рекрутеров «HR компас», считает, что кризис дает людям больше возможностей проявить себя. Гюзель в HR уже 24 года, из них 18 на позиции HRD, и важные для ее карьеры события произошли в непростом для всех 1998 году.
«Мне всегда интересно делать чуть больше, чем я могу. В 1997 году я устроилась секретарем на ресепшен в один из региональных офисов компании Coca-Cola. При этом пошла на понижение: до этого работала личным помощником генерального директора в строительной компании, но мне очень хотелось попасть в компанию своей мечты. Когда в Coca-Cola освободилась позиция HR-менеджера, я рискнула поучаствовать в конкурсе:у меня не было опыта, но было много энергии и желания. В результате я получила эту работу.
В 1998 году мы открыли 3 филиала, и нужно было с нуля найти всех сотрудников — от директора до грузчиков на склад. К июлю 1998-го я всё это закончила и, счастливая, думала, что наконец отдохну. Но случился кризис и продажи упали до 2–3 упаковок в неделю. Компании пришлось решать, кого и на каких условиях сокращать, и всё это длилось до 2000 года. А потом мне сказали, что я отлично поработала: у других филиалов было много судов, потому что люди не соглашались с сокращениями, а у нас всёпрошло гладко. Из 250 человек персонала осталось всего 50, и ни одного конфликтного случая!
Тогда мне предложили выбор: уйти с хорошим выходным пособием или поехать в Казань и сделать там такое же спокойное сокращение, как у нас в филиале. Роль незавидная — ты заранее знаешь, что едешь увольнять людей. Я согласилась, и в результате это привело меня в Москву на позицию HR-бизнес-партнера, а потом и. о. HR-директора. Такой прыжок был возможен только благодаря кризису и моей готовности что-то менять».
Статистика подчеркивает тренд, который специалисты замечают сейчас на рынке труда, — это пассивность кандидатов. Люди опасаются в кризисное время делать карьерные шаги. Давайте разберем основные страхи и барьеры, которые могут помешать двигаться вперед, и то, как с ними справляться.
Я рискну и останусь без работы | Уволить могут любого человека — вне зависимости от экономической ситуации, официального трудоустройства или того, что вы с работодателем вместе уже 5 лет. Примите тот факт, что вы не контролируете многие вещи, и это нормально. Лучше позаботьтесь о своих профессиональных навыках, об устойчивой самооценке и гибкости. |
Я окажусь некомпетентным на новой должности | Определите свои сильные стороны, это поможет избавиться от страхов некомпетентности и станет ориентиром для поисков новой должности. Как правило, сильные стороны — это то, что мы делаем легко и в удовольствие, поэтому мы склонны их не замечать и обесценивать. Если сложно оценить себя самостоятельно, обратитесь к людям, с которыми вам доводилось работать и мнению которых вы доверяете. Пусть они назовут 5–7 ваших сильных качеств и компетенций. Это отличный способ лучше узнать себя и определить зоны, которые стоит прокачать. |
Новая работа не оправдает моих ожиданий | Всегда есть риск «трудоустроиться не туда», но в ваших силах его минимизировать. Задавайте детальные вопросы в во время интервью, попросите будущего руководителя формализовать задачи на первое время работы — чтобы и вы, и он понимали, чем именно вы будете заниматься: поддерживать уже налаженные HR-процессы, перенастраивать их, внедрять автоматизацию? Честно обозначьте зоны, в которых вы менее компетентны, чтобы не было разочарований. Может, вы профи в подборе узких специалистов, а вот массовый поиск — это не ваш конек. А может быть, все наоборот. |
Помимо страхов, нами могут руководить негативные установки — то, как мы ведем себя в определенных ситуациях исходя из нашего опыта и представлений. Например, мы понимаем, что знание HR-аналитики поможет получить повышение или найти более интересную работу, но боимся пробовать. Почему? Причина может быть банальной: мама говорила, что вы гуманитарий, и цифры — это не про вас.
Вот что можно сделать, чтобы заглушить голос внутреннего критика и начать движение вперед:
Установка «Цифры — это не мое, я больше про людей»
Что делать? Спросить себя, действительно ли вам доводилось работать с цифрами и какие промахи вы при этом допускали? Если таких примеров нет, возможно, вы просто боитесь пробовать что-то новое. Аналитика в подборе не требует диплома по математике или статистике — вам понадобятся только внимательность, умение сопоставлять факты и желание учиться новому. Тем более, данные для аналитики за вас соберут CRM-системы или ПО для подбора.
Установка «Бизнес не мое, я же работаю в HR»
Что делать? Ваши знания и навыки должны лечить боли бизнеса и решать его проблемы. Как вы поможете, если не будете понимать эти боли? Просто примите, что вам не стать профи без прокачки знаний в этом направлении.
Установка «Я плохой менеджер»
Что делать? Менеджмент повсюду. Все мы хоть раз делали дома ремонт, организовывали семейные поездки, готовились к спортивным соревнованиям и участвовали в них. Если что-то такое было — вы уже сносный менеджер. Подумайте, какие навыки можно прокачать, чтобы вырасти в этом направлении. Уметь организовывать и управлять будет полезно в любом случае.
Когда вы поймете, что статистика на вашей стороне, и избавитесь от страхов и негативных установок, обязательно придет энтузиазм что-то делать. Начать можно с переоценки своих навыков и развития востребованных на рынке компетенций. Одно из главных качеств современного HR-специалиста — это широта кругозора и желание постоянно осваивать новое. Сегодня все процессы ускоряются, стремительно развиваются технологии. В HR-сферу пришла автоматизация процессов, появляются новые диджитал-методики оценки кандидатов и новые подходы к работе. Поэтому совершенствуйтесь, чтобы оставаться эффективными.
Топ карьерных навыков от Гюзель Гараевой:
Чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем значимее становятся гибкие навыки — коммуникабельность, умение завязывать и поддерживать связи, извлекать из них обоюдною выгоду, бизнес-ориентированность и умение ладить с руководством.
Всё еще думаете, что цифры — это не про вас? Вернитесь к нашему блоку о негативных установках. И согласитесь с тем, что в любом деле важно сравнивать, как было и как стало, искать слабые места и прокачивать их еще больше.
Если вы хотите быть сильным рекрутером, вводите в привычку регулярный анализ. При этом не обязательно отслеживать всё и сразу, начните с простых, но важных показателей — количества, скорости и стоимости закрытых вакансий, обратите внимание на аналитику по источникам откликов. Чтобы углубиться в эту тему, прочтите нашу статью «Что потеряет бизнес, если не научится работать с данными в HR».
Вашей палочкой-выручалочкой на этом пути может стать рекрутинговое ПО. Например, в облачной CRM Talantix из экосистемы hh.ru есть все необходимое для качественного анализа HR-процессов — и в форме удобных дашбордов, и в гибком формате Excel-таблиц.
Укрепляйте свои знания в автоматизации подбора и аналитике — сегодня это тренд и одно из важных условий роста в профессии: например, посещайте профильные мероприятия, следите за рынком рекрутингового ПО, изучайте и используйте новые продукты. У многих сервисов есть бесплатные тестовые периоды и дружелюбные подсказки, чтобы во всем быстро разобраться, — как в облачной CRM