Статья для тех, кто решил взять на работу родственника
⏱ Время прочтения — 10 минут
Нам часто кажется, что мы знаем близких достаточно хорошо. Настолько хорошо, что готовы доверить им место в компании, которой управляем, ведь свой человек не подведёт! Справедливо уточнить, что нередко такие ожидания вполне оправдываются — и родственник действительно оказывается профессионалом с большой буквы. Но иногда становится очевидно, что по разным причинам расчёт не сработал — и в коллективе теперь балласт. Единой формулы успеха для управленцев тут нет, но ясно одно: нанимая на работу родственника, вы должны понимать, что придётся всё время маневрировать между задачами хорошего менеджера и тонкого психолога. Да, забегая вперёд, можно сказать, что это история о постоянной смене ролей и соответствии им. Для вас и вашего родственника.
Не начальник, а родня
Одна из возможных скрытых угроз такого найма — формальное отношение родственников к своим обязанностям. Они горят работой на стадии обсуждения, но как только получат оффер и окажутся в вашем подчинении — искренне удивляются, что от них действительно требуют выполнять реальные задачи. Границы ролей в этом случае размываются: вы всё ещё мама и дочь, к примеру, а не шеф и сотрудник. А разве маму можно нагрузить работой? Для такой категории подчинённых офис — всего лишь продолжение домашнего пространства, где, по их мнению, действуют те же правила общения.
Кстати, уволить члена семьи не всегда так легко. Родство связывает руки: по соображениям совести даже самый жёсткий руководитель может долго не решаться разорвать трудовой договор с родственником, пусть он и слабый кадр. Юридически это право есть, но в сознании обоих существует некий иммунитет.
Предположим, что до разговора об увольнении дело всё же дошло. Но, если такой работник любое замечание по работе воспринимает как личное оскорбление, представьте в какую плоскость выльется предложение об уходе. Конечно, судебную тяжбу за должность с вами он, скорее всего, не затеет, но эмоциональная амплитуда конфликта может отрикошетить и в коллектив, и вовлечь всю вашу семью. Стоит ли говорить, что отношения в ней рискуют быть испорченными? Кроме этого, может пострадать и ваша репутация, как руководителя.
Может показаться, что мы сгущаем краски, но опыт отдельных директоров небольших компаний, которые успели поработать едва ли не с половиной своей семьи, показывает, что основания так считать есть. Некоторые годами строят бизнес друг с другом в такой атмосфере, где любая планёрка превращается в поле для личных претензий. «Железная» договорённость соблюдать субординацию и родственниками быть дома, а на работе — коллегами, испаряется.
Выходит, что на ненужные склоки утекают время и внимание, которые и руководитель, и работник могли бы направить совсем в другое русло. Очевидно, что процессы компании замедляются, качество продукта или услуг падает.
Эмоциональный интеллект как залог успеха
Впрочем, если взглянуть на деловое общение как на обычную коммуникацию между людьми, чем базово оно и остаётся, то станет понятно, что здесь годятся классические правила. Экологично и эффективно делить одну на двоих работу с родственником можно вполне удачно, если вы оба отодвигаете свои привычные роли, осознаёте важность вклада каждого и готовы брать на себя ответственность за свои решения. В случае такой взаимоосознанности дело принесёт не только прибыль, но и общее удовлетворение.
Такой положительный опыт расширяет бизнес-сознание, и семья в контексте предприятия действительно становится цепочкой звеньев, где каждому есть место и дело, где каждый важен. Пожалуй, так и появляется если не образцовый, то всё равно вполне успешный и комфортный для всех его участников семейный бизнес. Слияние ролей неизбежно происходит и в таком случае, ведь дома и на работе у вас примерно один качественно-количественный набор. Но, похоже, в случае с династиями профессионалов каждый просто ставит общее дело чуточку выше личных интересов — и «состав» идёт строго по рельсам, хорошо развивая скорость.
Определиться с мотивом
Для тех, кто находится в стадии принятия решения — брать на работу родственника или нет, необходимо задать себе ключевые вопросы, чтобы понять, какой в этом основной мотив. Совершенно логично, если ваш родственник — единственный на всю округу профессионал в пусконаладке каких-нибудь станков, к примеру, нанять именно его. А то, что вы ещё и родня — просто совпадение. Но когда соискателей на эту должность достаточно, не торопитесь с выбором и постарайтесь предусмотреть все возможные трудности от такого сотрудничества, справляться с которыми, как главному, придётся всё же вам.
В том случае, если вами руководят желание спасти, помочь исправить финансовую ситуацию или просто чувство долга, вызванное узами крови, тоже остановитесь и подумайте. Примеры из психологии учат нас тому, что спасательско-жертвенная парадигма отношений — не лучший вариант. Специалисты не советуют брать на себя роль благодетеля: ваших вложений (самых разных, от материальных до душевных) может быть много, а отдача, то есть эффективный труд взамен не гарантирован.
Родственник уже в штате — как себя вести?
Если вы уже в одной рабочей лодке с тётей, дядей, братом, сватом, мужем или женой, возникает вопрос, что делать, чтобы оставаться адекватным руководителем, поддерживать корпоративный настрой и бонусом не испортить отношения в семье. Психологи советуют всё время помнить об идентичности, в которой вы находитесь на работе или в семье и возвращать себя, в нужную каждый раз, когда чувствуете, что хочется мужу-подчинённому напомнить, что он не только отчёт закрыл плохо, но ещё и посуду после завтрака не помыл.
Сито аргументов в рабочих спорах не должно пропускать те, что вы можете сказать как родственник. В конфликтной ситуации спрашивайте себя: на кого я злюсь сейчас — на сотрудника или родственника? Навык приходящий и непростой — его всё время нужно поддерживать. Но это поможет не скатываться в субъективную оценку на рабочем месте.
Ещё одно табу — на семейные темы с родственниками в офисе. И уж тем более подобным разговорам лучше не долетать до ушей других ваших подчинённых. Само собой, люди понимают, что вы друг другу кем-то приходитесь, но явно рассчитывают на то, что личные вопросы вы оставите «за бортом» и найдёте для них время вне работы. В противном случае они способны вызвать раздражение или, наоборот, нездоровый интерес к вашей жизни, а это уже не про этику и деловую гигиену.
Если вы всё же решили, что родственник будет работать на вас, отнеситесь к нему как к равному другим сотруднику. Вам предстоит соблюдать баланс: не спрашивать с него больше, чем нужно, пользуясь вашей близостью, но и не попустительствовать. Отныне он станет для вас таким же человеком в штате, как и все остальные, а значит, и внутренний кодекс компании будет распространяться на него, без каких-либо исключений. Если придерживаться этой линии с первых дней, шансы на взаимопонимание высоки.
________________________________________
Мы не говорим, что работа с родственником — невыполнимая задача, но она точно «со звездочкой». Прежде чем принять такое решение, составьте чек-лист ваших мотивов и компетенций родственника и пройдитесь по каждому пункту. Оцените перспективу настолько, насколько это возможно, и будьте с собой честны. Представьте, что подписываете контракт с кучей сносок мелким шрифтом, и не пропускайте ни одной. Конечно, успех сотрудничества даже в таком индивидуальном случае всегда будет зависеть не только от работодателя, но и от работника. Но пульт управления — у вас!