Данила Максишко: путь из кресла чиновника в сервис-дизайн
⏱ 4 минуты интересного чтения
От мечты к разочарованию
Многие ребята после школы идут в колледж или вуз, толком ещё не понимая, чем хотят заниматься. У меня же был осознанный выбор, обусловленный каким-то юношеским идеализмом. Я закончил университет по специальности «Менеджмент в госуправлении» и по окончании оказался в правительстве Москвы. Искренне хотел делать мир лучше и верил, что на госслужбе у меня будет такая возможность. Я успешно выполнял бумажно-административные задачи и за шесть лет вырос до максимального чина среди исполнителей — выше уже только руководители.
Казалось бы, всё шло отлично. Деньги платили хорошие, начальство мной было довольно. Но в какой-то момент я начал задумываться о том, что занимаюсь не тем. Я самозабвенно вкалывал с утра до вечера, потом задерживался на работе до ночи, но от повышения темпа количество задач не уменьшалось. И главное, не было осмысленности в том, что я делал. Как шестерёнка в механизме. И это контрастировало с теми идеалистическими картинками, которые я представлял себе, когда учился и мечтал об этой работе. Я начал искать пути выхода из этого состояния демотивации.
От разочарования к мечте
Я стал копаться в себе в поисках ответа на вопрос «А что мне нравится в принципе?». Изучал каждый миллиметр своего сознания и эмоций. Я понял, что, во-первых, мне нравится наблюдать. Во-вторых, я люблю помогать — мне приятно создавать процессы, ориентируясь на тех, для кого я это делаю.
Теперь надо было понять, где эти навыки могут работать вместе максимально эффективно? Что это может быть за сфера? И тут каким-то магическим путём я наткнулся в интернете на такие понятия, как дизайн-мышление и сервис-дизайн. Это некий подход при проектировании продуктов и услуг, который отталкивается от нужд пользователя. В центре тут пользователь, вся цепочка «пользователь — бизнес — технологии» раскручивается именно от пользователя. И я сказал себе: «Ого! Какая крутая штука».
На этом магия не закончилась: в ближайшие выходные проходил «Сервис-джем» — ежегодный онлайн-слёт новичков и практиков сервис-дизайна со всего мира. Я тут же зарегистрировался и прожил два дня в совершенно новой для меня тусовке без костюмов и галстуков. Это был классный формат работы. Лёгкий, непринуждённый, с общением, мозговыми штурмами и хождением «в поля» за интервью. Мероприятия «Сервис-джема» проходят одновременно в более чем 40 странах, а потом участники смотрят, что сделали в Германии, а что в Швеции. Есть ощущение включённости в мировое общение. Результат — вдохновение от того, что ты создаёшь что-то, во что веришь и что может помочь другим. Да как я раньше жил без этого!
Я начал жадно читать книги на эту тему, нашел московское сообщество ребят, которые тоже интересовались дизайн-мышлением и сервис-дизайном, сходил на несколько их встреч.
Важным инсайтом стало, что при освоении новой профессии надо раскрутить цикл: практика — обучение, практика — обучение.
Я выяснил, что дизайн-менеджменту, куда как раз входит и дизайн-мышление, и сервис-дизайн, учат в Британской высшей школе дизайна. Это был полноценный годовой курс и, что важно, с практикой: в течение года — сдача трёх проектов.
Я попрощался с идеей защиты почти написанной диссертации по экономике и направил все семейные сбережения в учёбу. Я сказал себе, что делаю это для того, чтобы потом зарабатывать в месяц столько, сколько я сейчас отдам за курс. Никаких гарантий мне, естественно, никто дать не мог — я шёл ва-банк. Просто потому, что верил — выпущусь и тогда разберусь. С таким настроем я отучился этот год, взахлёб поглощая всё, что мне давали.
В конце курса я сделал крутой дипломный проект. Как зону исследования я взял свою основную работу — решил придумать классный государственный сервис. И он действительно получился кайфовый. Я помню момент, когда вышел на работу в правительство через день после защиты, воодушевлённый и окрылённый. Оглянулся и... осознал, что вокруг всё по-старому. Так, как было до меня и будет ещё, наверное, сто лет. Ну нет. Больше я так продолжать был не готов.
От мечты к реализации
Практически с защиты меня позвали работать, причём на зарплату, равную той, что я получал в правительстве Москвы, — я ничего не потерял, хотя и выглядел для бывших коллег безумцем: променял стабильность и престиж на что-то сомнительное. Ребята из сообщества, в котором я уже общался, создавали свой консалт по сервис-дизайну и набирали команду. Нам надо было исследовать проблему и давать рекомендации, как улучшать сервисы.
От реализации к развитию
Года три я проработал в консалтинге, а потом получил предложение от крупной сети магазинов электроники. Мне это было интересно с точки зрения погружения в одну сферу, а не постоянной их смены, как было на прошлом месте. Когда ты консультант, ты лишён возможности видеть результаты своей работы, не знаешь, к чему привело то, что ты порекомендовал сделать. А это очень важно для роста.
Сейчас я работаю в hh.ru. Моя задача — отслеживать и чувствовать удовлетворённость пользователя, думать о том, как улучшить сервис и что будет при таком улучшении. Получается, что я перешёл из классического ретейла, пусть и с большой долей e-commerce, в полноценную ИТ-компанию, и это очень интересно.
Мой опыт кому-то может показаться невероятным, но если я смог, то и другие смогут. При этом нельзя забывать про здравый смысл! Я не ушёл со стабильной работы, пока не освоил новую. У меня семья, дети, и поэтому резких движений я не мог делать и не делал.
Самое важное и в жизни, и в выборе профессии — не опираться на внешние ориентиры вроде хорошей зарплаты, востребованности или стабильности, а отталкиваться от внутренних меток. Что тебе самому нравится, что ты умеешь и чем ты можешь заниматься бесконечно? Парадокс в том, что какими бы странными эти внутренние ориентиры ни оказались, всегда можно найти, как их монетизировать. Превратить это в работу, за которую тебе будут платить. Может, не сразу, но в конечном счёте — обязательно.
🚩 Материал понравился? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫