Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдинга
⏱ 9 минут полезного чтения
Процесс построения внутренних связей в коллективе на протяжении времени значительно эволюционировал. В прошлом думали о тимбилдинге просто как о ежегодной встрече сотрудников компании, где люди из разных отделов могут пообщаться, посидеть за праздничным столом и проникнуться личной симпатией. Но в поисках более эффективных инструментов командообразования тимбилдинг из шашлычно-ресторанных ивентов стал перерастать в более продуманные мероприятия, направленные на укрепление личностных связей внутри рабочих групп и повышение вовлечённости сотрудников.
Компаний много, они все разные, а рабочих групп ещё больше. От молодых и динамичных стартапов до крупных, традиционных корпораций. Но когда идёт речь о построении команды, у всех одна и та же цель — объединиться. Получается, что новые тенденции в построении команды направлены на достижение этой основной цели, общей для всех. Единственное, что меняется, так это способ её достижения. И специалисты по внутренним коммуникациям в разных компаниях ищут для этого эффективные способы с учётом особенностей своих коллективов.
Экологический тимбилдинг
Национальная система платежных карт (НСПК), которая является оператором платежной системы «Мир» и Системы быстрых платежей, в качестве альтернативы обычному командообразованию выбрала экологический тимбилдинг. В 2022 году компания провела «Чистые игры». Сотрудники организованно выехали в Долгопрудный Московской области. Там есть большая и довольно загрязнённая зона отдыха на берегу водоёма. Смысл «Чистых игр» заключается в том, что участники делятся на команды, им даётся время, за которое они должны собрать как можно больше мусора. Задача находить разные артефакты, например батарейки или такие сложные в утилизации предметы, как компакт-диски. Команды соревнуются между собой, и этот игровой момент мотивирует принимать более активное участие в процессе. То есть это не просто субботник, а настоящий чемпионат по сбору мусора. Там есть соревновательная логика, с системой бонусных очков, победители и призы.
Участники «Чистых игр» проходят целый квест. В итоге собранный мусор взвешивается и за некоторые вещи начисляются дополнительные баллы. Если найти автомобильную покрышку или какой-то редкий вид мусора, это приближает команду к победе. Порой участники находили самые удивительные предметы. Детская коляска, чемодан, целая керамическая посуда и ещё много всего.
Команда-победитель получила в подарок совместную поездку на теплоходе. Приз не очень ценный, но это впечатления и совместный эмоциональный опыт, который тоже работает на сплочение. Команды формировались по произвольному принципу. Кто-то объединялся с коллегами из отдела, кто-то с родственниками и друзьями. По сути, это была хорошая возможность пообщаться и наладить связь с теми коллегами, с которыми не пересекаешься по служебным обязанностям. Получается эффективная командообразующая история и комфортный способ адаптации для новичков в коллективе.
Участие в «Чистых играх» добровольное. В компании в подобные мероприятия обычно вовлекается 15−20% от всего коллектива. Это хороший показатель для нерабочих активностей. Компания дополнительно привлекает сотрудников тем, что разрешает брать с собой членов семьи, друзей и единомышленников. Обеспечивают трансфер, воду, еду, возможность пообщаться и хорошо провести время. От человека требуется только приехать и включиться в процесс. Обратная связь от коллектива показывает, что сотрудникам нравится такой формат.
Кибертурнир
С выездом на природу и вовлечением сотрудников в разные социально одобряемые активности более-менее понятно, но что делать, если большое количество сотрудников работает удалённо и собрать их в одном месте практически невозможно? Компания «МегаФон», например, организовывает для своих сотрудников кибертурниры, в которых могут принять участие люди из любой точки мира.
В кибертурнире участвовали полторы тысячи сотрудников, которые играли в CS:GO, Dota 2 и Clash Royale. По правилам участники сами объединялись в команды, но если кто-то не мог найти себе команду, ему помогали организаторы. Участники общались с судьями и другими официальными лицами соревнования в сервисе Discord, в чат-канале и в личных чатах.
Со стороны команды коммуникацию по организации матчей и спорным ситуациям вёл капитан команды. В случае если он замечал нарушения правил со стороны соперников, то ставил игру на паузу и обращался к судье в чат-комнате турнира. Судьи, в свою очередь, следили за тем, чтобы коллеги соревновались честно. А болельщики наблюдали за ходом соревнований на стримах.
Организацию и администрирование турнира полностью взяла на себя компания. Это покупка серверов, судейство, комментирование, онлайн-трансляции, составление сетки и документации соревнований и награждение. А также PR-продвижение в сообществе киберспорта.
Победители получили денежные сертификаты в геймерский магазин и возможность тренироваться с профессионалами из Федерации киберспорта России. Также мы создали прецедент на рынке ИТ — выход непрофессиональных игроков в турнир кибератлетов. Однако, чтобы сотрудники смогли принять участие в основном этапе Открытых киберспортивных игр ФКС России — 2022, им приходится целый год тренироваться с командой профессиональных тренеров.
Синхронные ивенты в разных городах
Отдельный вопрос — тимбилдинг в компании с большим количеством офлайн-отделений, распределённых по разным регионам и даже странам. Группа компаний «Алиди», которая занимается поставкой продуктов питания в сегменте HoReCa, представлена в трёх странах: России, Беларуси и Казахстане. В одной только России у «Алиди» порядка шестидесяти филиалов, где проходили юбилейные корпоративы.
Одну из годовщин компании праздновали синхронно во множестве городов присутствия. Периодические прямые включения, во время которых коллеги передавали приветы в другие города и поздравляли друг друга, создавали ощущение большой общей команды, когда все находятся в едином поле праздника.
Участие в корпоративе, конечно, добровольное. Все сотрудники заранее получают электронные приглашения, и по отклику организаторы могут видеть примерную ожидаемую явку. Она никогда не бывает 100%-й, и это нормально. В этом году, когда компания отмечала тридцатилетний юбилей, участие в празднике приняли 60−70% сотрудников.
Корпоратив или тимбилдинг?
Не надо выбирать между корпоративом и тимбилдингом. Наиболее эффективный подход — это чередование одного с другим. Корпоратив подразумевает отдых. Это хороший способ познакомить между собой сотрудников из разных офисов, городов и стран. Да и внутри одного офиса люди чаще всего общаются только в рамках своего отдела. Так они смогут отключиться от рабочих задач на пикнике или во время спортивных активностей.
Сплочение команды и усвоение полезной рабочей информации происходит на тимбилдингах, стратегических сессиях и брейнштормах. На таких мероприятиях объединяются разные отделы, подразделения и специалисты, от которых требуется тесное сотрудничество. Во время тимбилдингов можно выявить лидеров, обучить специалистов и помочь всем сотрудникам освоить навыки, необходимые в работе.
Если в отдел пришёл новый руководитель и коллективу нужно узнать его получше, то для такой командообразующей задачи подойдут настольные игры или квиз. Новый управленец сможет разрядить обстановку, а сотрудники станут вести себя более открыто.
В масштабе крупных компаний с разной спецификой бизнеса, по сути, есть несколько разных целевых аудиторий для корпоративных мероприятий. Получается, что те форматы тимбилдинга, которые подходят для одной аудитории, могут не подходить для другой. И если проводить мероприятия, ориентированные на конкретную ЦА, то командообразующий эффект будет выше, чем если пытаться сделать хорошо и интересно для всех.
↩ К другим статьям