Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдинга

Современный корпоратив далеко не всегда подразумевает традиционные шашлыки на природе или банкет в ресторане. Собрали три необычных формата тимбилдинга, проводимых в крупных компаниях.
Владимир Еркович
Владимир Еркович
автор статей

⏱ 9 минут полезного чтения

Процесс построения внутренних связей в коллективе на протяжении времени значительно эволюционировал. В прошлом думали о тимбилдинге просто как о ежегодной встрече сотрудников компании, где люди из разных отделов могут пообщаться, посидеть за праздничным столом и проникнуться личной симпатией. Но в поисках более эффективных инструментов командообразования тимбилдинг из шашлычно-ресторанных ивентов стал перерастать в более продуманные мероприятия, направленные на укрепление личностных связей внутри рабочих групп и повышение вовлечённости сотрудников.

Компаний много, они все разные, а рабочих групп ещё больше. От молодых и динамичных стартапов до крупных, традиционных корпораций. Но когда идёт речь о построении команды, у всех одна и та же цель — объединиться. Получается, что новые тенденции в построении команды направлены на достижение этой основной цели, общей для всех. Единственное, что меняется, так это способ её достижения. И специалисты по внутренним коммуникациям в разных компаниях ищут для этого эффективные способы с учётом особенностей своих коллективов.

Экологический тимбилдинг

Национальная система платежных карт (НСПК), которая является оператором платежной системы «Мир» и Системы быстрых платежей, в качестве альтернативы обычному командообразованию выбрала экологический тимбилдинг. В 2022 году компания провела «Чистые игры». Сотрудники организованно выехали в Долгопрудный Московской области. Там есть большая и довольно загрязнённая зона отдыха на берегу водоёма. Смысл «Чистых игр» заключается в том, что участники делятся на команды, им даётся время, за которое они должны собрать как можно больше мусора. Задача находить разные артефакты, например батарейки или такие сложные в утилизации предметы, как компакт-диски. Команды соревнуются между собой, и этот игровой момент мотивирует принимать более активное участие в процессе. То есть это не просто субботник, а настоящий чемпионат по сбору мусора. Там есть соревновательная логика, с системой бонусных очков, победители и призы.

Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдингаМы искали тот формат, который бы нам подошёл, и нашли компанию, занимающуюся проведением подобных корпоративов. Они помогли нам всё организовать. Помимо самого сбора мусора, у нас был пикник, награждение и лекция по экологии. Лектор рассказал, почему важно заниматься сбором отходов и их правильной утилизацией.
Александра Запевалова, руководитель направления внутренних коммуникаций компании

Участники «Чистых игр» проходят целый квест. В итоге собранный мусор взвешивается и за некоторые вещи начисляются дополнительные баллы. Если найти автомобильную покрышку или какой-то редкий вид мусора, это приближает команду к победе. Порой участники находили самые удивительные предметы. Детская коляска, чемодан, целая керамическая посуда и ещё много всего.

Команда-победитель получила в подарок совместную поездку на теплоходе. Приз не очень ценный, но это впечатления и совместный эмоциональный опыт, который тоже работает на сплочение. Команды формировались по произвольному принципу. Кто-то объединялся с коллегами из отдела, кто-то с родственниками и друзьями. По сути, это была хорошая возможность пообщаться и наладить связь с теми коллегами, с которыми не пересекаешься по служебным обязанностям. Получается эффективная командообразующая история и комфортный способ адаптации для новичков в коллективе.

Участие в «Чистых играх» добровольное. В компании в подобные мероприятия обычно вовлекается 15−20% от всего коллектива. Это хороший показатель для нерабочих активностей. Компания дополнительно привлекает сотрудников тем, что разрешает брать с собой членов семьи, друзей и единомышленников. Обеспечивают трансфер, воду, еду, возможность пообщаться и хорошо провести время. От человека требуется только приехать и включиться в процесс. Обратная связь от коллектива показывает, что сотрудникам нравится такой формат.

Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдингаКому-то такой формат может «не зайти», но вообще это очень здорово, потому что приносит реальную пользу. Мы рассматриваем такие активности как часть программы well-being, направленной на благополучие человека в компании. Это и обучение, и эмоциональное состояние, и здоровье, и финансы. Важная часть этой программы — это социальное благополучие. Мы предоставляем возможность заниматься эковолонтёрством и другими полезными делами. Уверена, это становится для человека необходимостью на определённом уровне развития.
Александра Запевалова, руководитель направления внутренних коммуникаций компании

Кибертурнир

С выездом на природу и вовлечением сотрудников в разные социально одобряемые активности более-менее понятно, но что делать, если большое количество сотрудников работает удалённо и собрать их в одном месте практически невозможно? Компания «МегаФон», например, организовывает для своих сотрудников кибертурниры, в которых могут принять участие люди из любой точки мира.

Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдингаУже на этапе отбора мы ориентируемся на проактивных и разносторонних людей, которые готовы достигать результатов и развиваться в нашей компании. Это отражается и в разнообразных командных мероприятиях, которые готовит, например, отдел внутренних коммуникаций. Активная аудитория с радостью участвует в чемпионатах, играх и квестах. Безусловно, их мотивирует не только собственное желание участвовать в соревнованиях, но также призы и поощрения, которые они могут получить на нашем маркетплейсе льгот и возможностей для сотрудников Mega4you.
Кибетурнир проходит в компании уже третий раз, и есть сотрудники, которые участвуют в нем каждый год: это главный показатель успеха мероприятия!
Мария Илюкина, руководитель отдела внутренних коммуникаций компании

В кибертурнире участвовали полторы тысячи сотрудников, которые играли в CS:GO, Dota 2 и Clash Royale. По правилам участники сами объединялись в команды, но если кто-то не мог найти себе команду, ему помогали организаторы. Участники общались с судьями и другими официальными лицами соревнования в сервисе Discord, в чат-канале и в личных чатах.

Со стороны команды коммуникацию по организации матчей и спорным ситуациям вёл капитан команды. В случае если он замечал нарушения правил со стороны соперников, то ставил игру на паузу и обращался к судье в чат-комнате турнира. Судьи, в свою очередь, следили за тем, чтобы коллеги соревновались честно. А болельщики наблюдали за ходом соревнований на стримах.

Организацию и администрирование турнира полностью взяла на себя компания. Это покупка серверов, судейство, комментирование, онлайн-трансляции, составление сетки и документации соревнований и награждение. А также PR-продвижение в сообществе киберспорта.

Победители получили денежные сертификаты в геймерский магазин и возможность тренироваться с профессионалами из Федерации киберспорта России. Также мы создали прецедент на рынке ИТ — выход непрофессиональных игроков в турнир кибератлетов. Однако, чтобы сотрудники смогли принять участие в основном этапе Открытых киберспортивных игр ФКС России — 2022, им приходится целый год тренироваться с командой профессиональных тренеров.

Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдингаТак как многие сотрудники участвуют в мероприятиях компании неоднократно, мы видим прямую взаимосвязь между мероприятиями и сплочённостью коллектива. Вместе с ними растёт и процент удовлетворённости работодателем и вовлечённости во внутреннюю жизнь компании.
Мария Илюкина, руководитель отдела внутренних коммуникаций компании

Синхронные ивенты в разных городах

Отдельный вопрос — тимбилдинг в компании с большим количеством офлайн-отделений, распределённых по разным регионам и даже странам. Группа компаний «Алиди», которая занимается поставкой продуктов питания в сегменте HoReCa, представлена в трёх странах: России, Беларуси и Казахстане. В одной только России у «Алиди» порядка шестидесяти филиалов, где проходили юбилейные корпоративы.

Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдингаМы стараемся подходить к любому мероприятию, будь то офлайн или онлайн, с верхнеуровневым сценарием, а дальше в регионах он может быть реализован с поправкой на местные традиции и пожелания участников. В этом году мы обновили матрицу компетенций компании, и все регионы должны были «прошить» ее в сценариях своих мероприятий. Например, формировать команды по компетенциям либо делать конкурсы с ориентиром на компетенции сотрудников. При множестве форматов — от фудтрак-феста до гала-ужина — мы были в одном идеологическом поле.
Ирина Коршунова, операционный директор по управлению персоналом

Одну из годовщин компании праздновали синхронно во множестве городов присутствия. Периодические прямые включения, во время которых коллеги передавали приветы в другие города и поздравляли друг друга, создавали ощущение большой общей команды, когда все находятся в едином поле праздника.

Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдингаОснову сценария мы разрабатываем сами и прописываем свои пожелания по формату. А для непосредственной реализации привлекаем сторонних подрядчиков, которые разрабатывают детальный сценарий с учётом вводных данных и местной специфики.
Ирина Коршунова, операционный директор по управлению персоналом

Участие в корпоративе, конечно, добровольное. Все сотрудники заранее получают электронные приглашения, и по отклику организаторы могут видеть примерную ожидаемую явку. Она никогда не бывает 100%-й, и это нормально. В этом году, когда компания отмечала тридцатилетний юбилей, участие в празднике приняли 60−70% сотрудников.

Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдингаМы ведём замеры индекса лояльности eNPS на постоянной основе и понимаем, что с точки зрения развития корпоративной культуры это полезные мероприятия. Но если говорить о командообразовании, то мне кажется, что классические корпоративные праздники начинают себя изживать, эффект от них сложно измерить. Лучше выбирать такие форматы, которые миксуют людей между собой, случайно или специально. Я считаю, что в этом плане лучше работают узконаправленные, камерные мероприятия. В нашем случае, когда компания географически распределена, полезно собрать вместе сотрудников, которые занимаются, например, каким-то одним направлением продаж, но находятся во всех шестидесяти регионах. Им важно встретиться, развиртуализироваться, «взаимоопылиться» опытом и идеями, устроить мозговые штурмы.
Ирина Коршунова, операционный директор по управлению персоналом

Корпоратив или тимбилдинг?

Не надо выбирать между корпоративом и тимбилдингом. Наиболее эффективный подход — это чередование одного с другим. Корпоратив подразумевает отдых. Это хороший способ познакомить между собой сотрудников из разных офисов, городов и стран. Да и внутри одного офиса люди чаще всего общаются только в рамках своего отдела. Так они смогут отключиться от рабочих задач на пикнике или во время спортивных активностей.

Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдингаКорпоратив поможет расслабиться сотрудникам, которые продолжительное время работали над общим делом. Им важно насладиться отсутствием расписания. Также может помочь компании избежать увольнений выгоревших.
Ксения Степанова, руководитель направления внутренних коммуникаций и корпоративной культуры hh.ru

Сплочение команды и усвоение полезной рабочей информации происходит на тимбилдингах, стратегических сессиях и брейнштормах. На таких мероприятиях объединяются разные отделы, подразделения и специалисты, от которых требуется тесное сотрудничество. Во время тимбилдингов можно выявить лидеров, обучить специалистов и помочь всем сотрудникам освоить навыки, необходимые в работе.

Экоквест, кибертурнир и синхронный корпоратив в разных городах: необычные форматы тимбилдингаТимбилдинг как инструмент особенно эффективно работает накануне рывка, который должна совершить компания. Например, рост продаж в будущем квартале, открытие пятидесяти новых филиалов в будущем году и масштабирование любого другого рода. Тут важно создать обстановку для более близкого знакомства десятков людей. Для этого подойдут походы на Эльбрус, Алтай, сложный квест. В некоторых компаниях сотрудники участвуют в оплате такой поездки и даже берут отпуск для прохождения тимбилдинга.
Ксения Степанова, руководитель направления внутренних коммуникаций и корпоративной культуры hh.ru

Если в отдел пришёл новый руководитель и коллективу нужно узнать его получше, то для такой командообразующей задачи подойдут настольные игры или квиз. Новый управленец сможет разрядить обстановку, а сотрудники станут вести себя более открыто.

В масштабе крупных компаний с разной спецификой бизнеса, по сути, есть несколько разных целевых аудиторий для корпоративных мероприятий. Получается, что те форматы тимбилдинга, которые подходят для одной аудитории, могут не подходить для другой. И если проводить мероприятия, ориентированные на конкретную ЦА, то командообразующий эффект будет выше, чем если пытаться сделать хорошо и интересно для всех.

К другим статьям