Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборацию

Ежегодно hh.ru проводит Премию HR-бренд и вручает награды компаниям, которые реализуют лучшие практики и оригинальные подходы в работе с персоналом. Жюри распределяет призы в основных номинациях, а партнёры учреждают свои и выбирают победителей самостоятельно. В этом материале закулисный процесс мы решили сделать главным действом, поэтому разбираемся сами и рассказываем вам, как партнёры придумывают свои номинации, разрабатывают для них стандарты и, главное, как определяют, чей кейс созвучен с ними больше всего. Пусть в следующую кампанию это поможет вам предусмотреть всё и немного больше, чтобы награда в одной из специальных номинаций Премии была вашей.
Дарья Скорых
Дарья Скорых
автор статей

Сбер — одна из компаний — партнёров Премии HR-бренд — 2022. В прошлом году она сама получила золото в номинации «Столица» с проектом «Реалити-шоу в TikTok #Мама, я стажируюсь в Сбере», а в этом году создала номинацию «HR-коллаборация» и предложила участникам представить свой опыт сотрудничества, которое сработало в духе win-win — помогло и самой компании, и тем, кто объединился с ней. Из 33 заявок, что получили в Сбере, победителем выбрали проект билайна «Билайн.Инклюзия».

Суть проекта и его результаты

Проект нацелен на профессиональное обучение и трудоустройство кандидатов с инвалидностью. Основой для этого стала платформа Everland. Её интерфейс позволяет провести профориентационные тестирования, выбрать специализацию, прокачать по ней навыки, а самое главное — поработать с реальными кейсами, которые позже можно включить в портфолио и резюме. Это ускоряет поиск работы для соискателей с ограниченными возможностями здоровья и упрощает их контакт с работодателями и сам найм. Сегодня пользователей платформы уже более 2000 человек, а 558 из них нашли благодаря ей работу. Свыше 20 компаний размещают на этой площадке вакансии. Экспертизой авторов проекта интересуются и другие игроки рынка: более 20 компаний из ретейла, банковской сферы, телекома и других отраслей адресовали специалистам Everland запросы о том, как лучше адаптировать их сервис для инклюзивного использования.

Неважных пунктов не существует, или Как правильно «читать» спецноминацию

Премия вообще и её спецноминации в частности — «зеркало» рынка и общества. Конечно, каждая компания формулирует название номинации и наполняет его смыслом по-своему, но всё же сверяясь с трендами и тем, какие вызовы и задачи сегодня стоят перед бизнесом. В Сбере коллаборацию в самых широких форматах и проявлениях как инструмент ценят высоко и понимают, что это может драйвить любую компанию и её HR-процессы, независимо от масштаба и отрасли.

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборациюИдея появилась не случайно: чтобы «двигать» большой Сбер, важно уметь объединяться — как внутри компании, так и снаружи. Сложно продвигать идеи и быть лидером на рынке, если всё время сидишь в своём «домике» и не делаешь каких-то внешних совместных проектов. Мы в Сбере живём в постоянной синергии — коллаборируемся внутри компании, с нашими «дочками», с другими игроками на рынке. Поэтому нам было интересно посмотреть, что в этом направлении делают наши коллеги: с кем они объединяют усилия и что из этого получается. К тому же мы хотели поддержать тренд коллаборации и показать, как это круто, когда компании реализуют хорошие идеи вместе.
Людмила Самойлова, руководитель отдела развития HR-бренда Сбера

Проект, претендующий на лидерство в этой номинации, должен был отвечать четырём ключевым критериям, которые выдвинули партнёры:

1. Уникальность

Сама по себе коллаборация в контексте жизненного цикла любой компании не нова. Прорывным проект делал тот угол, под которым участники смотрели на идею совмещения ресурсов и усилий с кем-то ради нужного дела.

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборацию

Людмила Самойлова, руководитель отдела развития HR-бренда Сбера:
«Мы видим много разных коллабораций в бизнесе сегодня. Например, с вузами — это были наиболее часто встречающиеся кейсы от участников, но сказать, что они нас удивили, не могу. Работа со студентами — это уже скорее данность, часть стратегии большинства предприятий, которые растят будущие кадры сами и занимаются профориентацией. Хотя и это дело очень нужное! Безусловно, это коллаборация, но не что-то эксклюзивное, а мы искали суперуникальные партнёрства, которых нет на рынке либо таких очень мало».

2. Охват и масштаб

В Сбере также обращали внимание, на какое количество людей проект положительно влияет. И здесь рассуждали по принципу «чем больше, тем лучше».

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборацию

Людмила Самойлова, руководитель отдела развития HR-бренда Сбера:
«Одно дело, когда два подразделения в компании объединились для общего дела, но пользу от этого получили 10−20 человек. Другое, когда коллаборация дала большой толчок проекту и вывела его на новый уровень, когда в нём поучаствовали тысячи людей и все они получили пользу».

3. Экономическая эффективность

Авторам кейсов важно было помнить, что коллаборация, закрывая и какие-то другие задачи, всё же должна иметь бизнес-эффект.

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборацию

Людмила Самойлова, руководитель отдела развития HR-бренда Сбера:
«А он может быть разным: это может быть прибыль, а может быть экономия для компании — для нас было важно увидеть, как участники оценивают свои проекты с точки зрения этих параметров. Если коллаборация не даёт в этом плане ничего или тем более приносит убыток — это не очень хорошо. Необходимо, чтобы она работала на устойчивость и благополучие компании».

4. Социальная значимость

При всей важности бизнес-ценности проекта в Сбере предпочтение готовы были отдать тем, кто заботится не только о материальной успешности, но и об общественном значении коллаборации.

Как и жюри в основных номинациях, жюри Сбера в своей учитывало не только эти официальные пункты оценки, но и неформальные метрики. Например, креативность подачи кейсов и внимание к их «упаковке».

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборациюВроде читаешь заявку и кажется — достойный проект, но потом оказывается, что презентация или видео совсем слабые или не транслируют каких-то главных вещей о нём: может быть в плане цифр, объёмности проекта. «Упаковка» не была прописана отдельным критерием, но мы смотрели и на неё. На креативность подачи тоже обращали внимание. Те компании, которые проявляли её, безусловно, получали преимущество. Но важно понимать, что это дополнительные критерии — они могут при прочих равных дать очки сверху, но в основном наша оценка опиралась на четыре главных критерия.
Людмила Самойлова, руководитель отдела развития HR-бренда Сбера

Многим в этой номинации хватило фантазии и неординарности, чтобы представить свой проект интересно и небанально, но не упустить его сути, говорит Людмила. И это порадовало. А вот огорчило то, что некоторые участники решили, что наличие одних выполненных критериев компенсирует отсутствие других. Но так это не работает! В списке критериев каждый имеет свой принципиальный вес, и пожертвовать ни одним из четырёх было нельзя.

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборациюОсновная проблема в том, что иногда коллегам кажется, что можно выполнить 2 критерия из 4. Но тогда надо понимать, что будут те, кто выполнит 4 из 4, — тогда ваша компания потеряет шансы на победу и уступит её более старательным конкурентам.
Людмила Самойлова, руководитель отдела развития HR-бренда Сбера

В итоге заявок, в которых можно было бы поставить галочки напротив абсолютно всех пунктов требований, было не так много. Команда билайна как раз покорила учредителей номинации «HR-коллаборация» своим вниманием к каждому критерию.

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборациюЕсли говорить про социальную значимость проекта, мы с коллегами обсуждали, что он сполна отвечает этому требованию. При этом есть отдельная спецноминация как раз для проектов соцнаправленности — несмотря на это, билайн выполнил все критерии, не ослабляя внимания ни по одному из них. И нельзя сказать, что сегодня существует что-то подобное на рынке. Это та самая уникальность, которая нам так была нужна. Такая инициатива может дать толчок другим компаниям, вдохновить их на изменения.
Людмила Самойлова, руководитель отдела развития HR-бренда Сбера

Кому достанется приз, в Сбере решили единодушно, хотя каждый из членов жюри оценивал проекты, прежде всего доверяя собственной экспертности и опыту. Это, с одной стороны, подтверждает, что в компании один культурный код и общие ценности, а с другой — иллюстрирует, что тщательно проработанный с точки зрения каждого условия спецноминации проект имеет больше шансов на «джекпот» от жюри.

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборациюПобедителя мы выбрали единогласно. Сначала члены жюри самостоятельно изучили проекты и проставили баллы каждому участнику, аргументируя свою оценку. Потом я открыла эти данные, суммировала и поняла, что мнения сходятся. Удивительно, но мы вообще не спорили. Хотя никто друг с другом не советовался.
Людмила Самойлова, руководитель отдела развития HR-бренда Сбера

Три секрета удачного кейса от Сбера

Какими будут спецноминации Премии HR-бренд — 2023, пока неизвестно, но готовиться к тому, чтобы представить себя и свои эффективные HR-решения достойно, можно уже сегодня. В Сбере готовы поделиться советами, которые будут актуальны независимо от того, какие номинацию и направление кейса вы выберете.

Совет первый: работайте над проектом итерациями

После каждого определённого этапа проверяйте, что вы уже сделали, всё ли в этом было верно и не отклонились ли вы от собственного курса или регламента Премии.

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборацию

Людмила Самойлова, руководитель отдела развития HR-бренда Сбера:
«Мама мне ещё в школе подсказала: пишешь сочинение, написала строчку — смотри на тему, ещё строчка — ещё раз сверилась с темой сочинения. И, кажется, эта схема актуальна для участников Премии. Очень важно не отвлекаться в проекте на какие-то побочные вещи — необходимо концентрироваться на том, чего ждут от вас организаторы: проверить презентацию и заявку на соответствие правилам, убедиться, что вы сказали этим проектом именно то, что планировали, что все документы поданы в срок и вы предоставили их полный пакет».

Совет второй: посмотрите на проект чужими глазами

В процессе подготовки, глядя на один и тот же текст или видеоролик изо дня в день, можно не заметить недочётов или, наоборот, моментов, из которых можно сделать изюминку вашей презентации. Свежий взгляд всегда можно получить от консультантов Премии, которые помогли «упаковать» и «переупаковать» уже не один десяток самых разных проектов. А можно выбрать другой вариант.

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборацию

Людмила Самойлова, начальник отдела развития HR-бренда Сбера:
«Рекомендую дать оценить „упаковку“ вашего проекта, возможно, даже какой-то другой компании. Это помогает найти действительно яркие акценты в проекте и его позиционировании и выделить их для жюри».

Совет третий: не занимайтесь копипастом заявок

Если вы решили попытать удачу сразу в нескольких конкурсах и премиях, параллельно разослав по оргкомитетам одну и ту же заявку, буква в букву, спешим огорчить — идея так себе. Важно составлять индивидуальный пакет для каждой новой заявочной кампании, в том числе и для Премии HR-бренд. Это как минимум вежливо и уважительно. Заявки, которые ежегодно получают её организаторы, исчисляются сотнями — представьте, сколько времени уходит на то, чтобы проверить каждую и убедиться, что документы соответствуют правилам? Оформив заявку адресно, вы уже прибавите себе очки и облегчите этот процесс.

Премия HR-бренд глазами её партнёров: как Сбер выбрал лучшую бизнес-коллаборацию

Людмила Самойлова, руководитель отдела развития HR-бренда Сбера:
«Всегда видно, когда одна и та же заявка рассылается по разным конкурсам. Но ведь требования у всех разные, поэтому вместо того, чтобы штамповать заявки, внимательно отнеситесь к требованиям и подгоните документы под критерии Премии, если собираетесь за неё побороться. Уделите достаточно времени тому, чтобы отредактировать заявку и презентацию, убедитесь, что они соответствуют ожиданиям организаторов».

Пожалуй, путь к признанию HR-сообщества можно сравнить с путешествием — собираясь в него, мы изучаем маршруты, читаем отзывы других людей, пользуемся путеводителем. Отправляясь за Премией, вполне разумно следовать такой же логике и подготовиться, проштудировав все полезные источники. И фидбэк от партнёров — один из них.

Оказаться среди претендентов на Премию HR-бренд — 2023 вы можете уже сейчас — регистрация участников продолжается. Заявки в основных номинациях принимаются до 20 декабря, в специальных — до 29 февраля 2024 года.

К другим статьям