Нанимать на отлично: как в Тетрике привлекают по 400 педагогов в месяц без ручного разбора откликов

Онлайн-школа Тетрика запустилась в 2018 году. Фаундеры проекта мечтали сделать обучение детей простым, интересным и из любой точки мира. К 2020 году Тетрика уже провела более 200 тысяч занятий для 13,5 тысячи учеников, а число педагогов, использующих платформу, возросло до 1,5 тысячи. В том же году компания присоединилась к образовательной экосистеме VK. Сегодня Тетрика входит в топ-10 крупнейших EdTech компаний России, а на онлайн-платформе школы более 41 тысячи учеников ежедневно изучают школьные предметы, подтягивают оценки, готовятся к олимпиадам и выпускным экзаменам.

В беседе с hh.ru Илона Иванова, руководитель отдела привлечения, адаптации и сопровождения преподавателей, признаётся, что в динамично растущей Тетрике — интересная HR-структура: за каждым бизнес-направлением закреплена своя команда подбора. Совокупно на 1000 экспертов компании приходится 30 HR-экспертов, которые занимаются подбором, и 20 человек отвечают за адаптацию и развитие новичков.
Команда Илоны отвечает за привлечение учителей-предметников для проведения онлайн-уроков. Ежемесячно 12 рекрутеров закрывают от 100 до 400 позиций, и по меркам современного рекрутмента такой объём привлечения профессиональных учителей сопоставим с массовым подбором. Как это удаётся?

Какой на самом деле спрос на онлайн-образование

По статистике, только 10–12% выпускников профильных вузов идут работать по специальности, а в сфере образования растёт дефицит специалистов как по основным школьным предметам, так и по направлениям специального или дополнительного образования.
С другой стороны, осенью 2023 года hh. индекс находился на отметке 8,6, что говорит о комфортных для образовательных компаний и госучреждений условиях привлечения педагогов.
Индустрия детского онлайн-образования в России развивается быстрыми темпами и задаёт свои тренды. По наблюдению экспертов Тетрики может показаться, что и рынок труда в этой нише растёт, но по факту для компаний из EdTech он становится теснее.

Увеличивается и разрыв между запросом учеников, а в первую очередь их родителей, на преподавание конкретных предметов и предложением со стороны учителей и их готовностью преподавать онлайн.

Нанимать на отлично: как в Тетрике привлекают по 400 педагогов в месяц без ручного разбора откликовВ подборе преподавателей приходится учитывать несколько факторов. Сейчас в топ-3 популярных предметов находятся технические направления — математика, информатика, и педагогов с такой специализацией не хватает. В то же время нужно учитывать предмет и специфику его преподавания. Сейчас учителя физики найти гораздо сложнее, чем преподавателя английского языка или начальной школы. Педагог может знать предмет, потому что это была дополнительная специальность в университете, но опыта в преподавании у него нет. Или же многие эксперты с нужной для нас специализацией, например логопеды, не понимают, как вести уроки онлайн, и нам приходится работать с такими возражениями, чтобы удержать преподавателя.
Илона Иванова, руководитель отдела привлечения, адаптации и сопровождения преподавателей Тетрики

По этой причине в Тетрике достаточно широкий возрастной диапазон для привлечения учителей, но в то же время важны не только предметные знания, но и цифровые навыки и компетенции преподавания удалённо.

Нешкольное расписание

Сегодня на онлайн-платформе Тетрики порядка 3700 преподавателей ежедневно проводят уроки для детей. До конца 2023 года в планах у команды Илоны Ивановой удвоить этот показатель и привлечь ещё 3000 педагогов-предметников.
В среднем на одного сотрудника команды привлечения приходится по 30 позиций.
Однако в подборе преподавателей есть сезонность, схожая с активностью традиционной школы: на осень приходится самый большой объём подбора, а летом — наоборот, минимальный.

Нанимать на отлично: как в Тетрике привлекают по 400 педагогов в месяц без ручного разбора откликовПлан подбора у нашей команды гибкий, но в то же время строится нестандартно. От команды маркетинга мы получаем прогнозы по регистрациям учеников на платформе, количество потенциальных учеников с учётом конверсий в доходимость мы переводим в уроки. Далее оцениваем, сколько нужно слотов в онлайн-расписании школы и какое количество педагогов их может провести. Как только получили расчёты — смотрим, сколько уроков могут провести действующие преподаватели, а разницу переводим в позиции, по которым и работаем. Поэтому самый важный для нас показатель эффективности — выполнение плана по закрытию вакансий. Потому что если нет преподавателей — нет возможности проводить уроки. Всё просто.
Илона Иванова, руководитель отдела привлечения, адаптации и сопровождения преподавателей Тетрики

Динамика выполнения плана по подбору отслеживается ежедневно: аналитика по всей воронке, какие конверсии на каждом этапе, где есть провалы и в чём их причины, уровень эффективности каждого рекрутера.

В то же время еженедельно собирается аналитика и по текучести среди педагогов-предметников. Среди преподавателей Тетрики она не превышает 7%: эффективнее включиться в удержание и поработать с возражениями, чем добавлять новые позиции в план подбора.

Нанимать на отлично: как в Тетрике привлекают по 400 педагогов в месяц без ручного разбора откликов

К выбору инструментов привлечения специалистов подходят рационально: важна не только доля трафика, которую канал даёт, но и конверсия отклика в реальный выход педагога в расписание платформы. Это в совокупности влияет и на выполнение плана по привлечению учителей на онлайн-платформу, и на стоимость преподавателя, которую, кстати, в сезоне 2022−2023 удаётся удерживать на отметке 5500–6000 рублей (в 2021 году она достигала 6500 ₽ за одного человека).

Марина Бабкина, HR-маркетолог команды подбора Тетрики, рассказывает, что с началом сезона направление по подбору преподавателей активирует как можно больше каналов привлечения кандидатов, но делает акцент на самых эффективных: использует размещение на джоб-бордах и сайтах объявлений, продвижение в рекламных сетях, экспериментирует с посевами в Телеграм-каналах и сообществах ВКонтакте.

Нанимать на отлично: как в Тетрике привлекают по 400 педагогов в месяц без ручного разбора откликовПо нашей статистике, в откликах кандидатов c джоб-бордов 73% приходится на hh.ru, чуть больше 10% приносит другой популярный сайт объявлений. В то же время немалую долю занимает органический трафик, когда преподаватель самостоятельно нашёл онлайн-школу в Рунете и зарегистрировался как педагог. Такие регистрации сразу попадают в нашу воронку. Аналитика по выходам в расписание показывает, что порядка 35% преподавателей мы получаем с hh.ru, по 24% дают органический трафик и CPA-реклама.
Марина Бабкина, HR-маркетолог команды подбора Тетрики

В среднем цикл привлечения и оценки преподавателей занимает 3–7 дней, срок закрытия вакансии — 5–10 дней, но всё зависит от мотивации самих преподавателей.

Учителя хотят в онлайн

В пиковые периоды найма команде подбора приходится обрабатывать 200–300 откликов в сутки только на hh.ru. За подбор по каждому предмету отвечает отдельный рекрутер, если это флагманский предмет, например математика, — 2-3 специалиста. Но при таком объёме только на разбор входящего потока у каждого эксперта уходило порядка полутора часов рабочего времени ежедневно.
Решением оказалась функция автоматического разбора откликов на hh.ru.
Вот как его применяют в Тетрике.

1. На верхнем этапе воронки к откликам относятся бережно, настраивают авторазбор по двум критериям:
на следующий этап проходят совершеннолетние преподаватели, которые могут вести профессиональную деятельность на территории РФ. Ещё одна привлекательная когорта преподавателей — педагоги старше 60 с высокой мотивацией и большим желанием сотрудничать с Тетрикой и вести уроки в формате онлайн.

Нанимать на отлично: как в Тетрике привлекают по 400 педагогов в месяц без ручного разбора откликовМы наблюдаем большой интерес к сотрудничеству с нашей школой от русскоязычных педагогов из стран постсоветского пространства. И в какой-то момент с растущим спросом на онлайн-обучение нам придётся расширять воронку подбора и снижать требования. Но пока с юридической и финансовой точки зрения сотрудничество с кандидатами, которые не являются налоговыми резидентами РФ, — это непростой процесс кросс-валютных операций, перечисления налогов. По этой причине мы вынуждены отказывать преподавателям без гражданства России.
Илона Иванова, руководитель отдела привлечения, адаптации и сопровождения преподавателей Тетрики

2. К авторазбору откликов подключают и автосообщения кандидатам: подходящим по двум критериям направляют приглашение с hh.ru. В сообщении не только содержится ответ по отклику кандидата, но и ссылка для регистрации на платформе онлайн-школы.

Так индекс вежливости на hh.ru удаётся поддерживать даже в выходные в диапазоне 87–90%.

По статистике работы с авторазбором hh.ru, в среднем отсекается 20–30% входящих откликов по гражданству и возрасту. Однако часть из них возвращается в воронку снова.

Подключить авторазбор откликов, как это делают в Тетрике, можно за пару кликов

3. После авторазбора и автоматического приглашения на hh.ru, отслеживают регистрации педагогов на платформе онлайн-школы. По тем специалистам, которые в течение нескольких дней не зарегистрировались, проводят первичный обзвон. По наблюдениям команды привлечения Тетрики, дозвониться становится всё сложнее даже тем учителям, которые ждут звонка по будущему сотрудничеству: порядка 30% регистраций педагогов ежемесячно просто теряется из-за недозвонов.

Нанимать на отлично: как в Тетрике привлекают по 400 педагогов в месяц без ручного разбора откликовМы провели аналитику по недозвонам и получили интересные факты. Мы были убеждены, что лучшие часы для телефонных звонков кандидатам — вечер, ведь в это время преподаватели уже не в школе и смогут пообщаться с нами. Но оказалось с точностью до наоборот: с 11:00 до 16:00 — время, когда совершаются успешные звонки, а вот с 9:00 до 10:00 и с 20:00 до 21:00 часа — таймслоты с самым высоким числом недозвонов.
Илона Иванова, руководитель отдела привлечения, адаптации и сопровождения преподавателей Тетрики

Данные аналитического сервиса hh.ru демонстрируют схожий тренд: самая высокая активность соискателей из профобласти «Образование, наука» на hh.ru
Таймслот с 9:00 до 10:00 в будние дни, а также суббота и воскресенье — время, когда эти кандидаты сравнительно реже просматривают вакансии на hh.ru и откликаются на них.

Таким образом, воронка подбора преподавателей в Тетрике строится так:

Нанимать на отлично: как в Тетрике привлекают по 400 педагогов в месяц без ручного разбора откликов

Ставка на качество бизнес-процессов

В работе с соискателями-педагогами в Тетрике сочетают сразу несколько автоматизированных решений.

Помимо применения в личном кабинете hh.ru автоматического разбора откликов с автосообщениями, используют и возможности рекрутинговой CRM-системы Talantix, которая также подключена в компании.

В ней коллеги из смежных команд ведут цикл подбора в ИТ-команды, направления продаж и поддержки пользователей, бэк-офис.

В привлечении педагогов возможности Talantix используют для дедупликации откликов, мониторинга пути кандидатов по этапам воронки подбора — от отклика до перехода на интервью, отслеживают кандидатов, которые получили сообщения с hh.ru и прошли регистрацию на платформе онлайн-школы. Тем, кто этого ещё не сделал, направляют дополнительные сообщения из Talantix — напоминают про их отклик и совершение целевого действия. Используют и автоматическую HR-аналитику Talantix.
После того, как кандидаты перешли на этап «Приглашение на интервью», агрегированные данные по подходящим кандидатам выгружают из Talantix и переносят в CRM-систему для бизнес-процессов: из-за специфики процесса постановки расписания в онлайн-школе в ней организованы процедуры оформления учителей.

Сочетая авторазбор hh.ru и CRM-систему Talantix с её возможностями и аналитикой, в Тетрике отмечают, что активацию регистраций учителей на платформе организовать стало проще и удобнее — растёт конверсия перехода с этапа на этап, нужные кандидаты не теряются. В бизнес-процессах тоже организован порядок: не нужно вручную переносить по 200–300 профилей преподавателей, нет дублей, путаницы в расписании и документах.

Нанимать на отлично: как в Тетрике привлекают по 400 педагогов в месяц без ручного разбора откликовУ нас есть отдел контроля качества, который оценивает количество и качество выполнения задач. Мы смотрим, сколько выпущено преподавателей в разбивке по предметам с упором на основные. В прошлом году был пик по математике, а это дорогостоящий предмет для репетиторства. Необходимо было найти баланс, чтобы преподавателя всё устроило и чтобы нам это было комфортно. Было сложно, но мы научились выпускать 100 математиков в месяц. Я очень горжусь своей командой. Это отличный результат.
Илона Иванова, руководитель отдела привлечения, адаптации и сопровождения преподавателей Тетрики
Нанимать на отлично: как в Тетрике привлекают по 400 педагогов в месяц без ручного разбора откликов
К другим статьям