Путешествия как инструмент построения корпоративной культуры

Доля деловых поездок в общем турпотоке России по итогам 2023 года выросла в два раза, сообщили аналитики сервиса «OneTwoTrip для бизнеса». Деловые поездки влияют не только на корпоративный бренд компании, но и на профессионализм, заинтересованность и культурное развитие сотрудников. Основатели платформы Back to Travel Яна Бауэр и Юлия Шашкова рассказали, как грамотно использовать путешествия в построении корпоративной культуры, что учесть при их организации и как корпоративные выезды помогают в решении скрытых конфликтов.
Путешествия как инструмент построения корпоративной культуры
Яна Бауэр и Юлия Шашкова

Какие задачи может решить корпоративное путешествие?

В отличие от классического путешествия результатом корпоративной поездки всегда должна быть конкретная решённая задача или целый их ряд. Это может быть:

1. Поощрение сотрудника или команды за результаты и достижения.
2. Тимбилдинг и сплочение команды. Чтобы сформировать эффективную команду, необходимо не только вместе решать рабочие вопросы, но и просто жить жизнь.
3. Повышение лояльности к компании или бренду. Максимально эффективная среда для переговоров и успешного взаимодействия внутри коллектива невозможна без личного знакомства, встреч и поездок.
4. Мотивация команды и заряд на новые проекты и свершения. Короткое путешествие с проживанием ярких эмоций расслабляет мозг и запускает с новой силой мыслительные процессы. Сотрудники возвращаются воодушевлёнными и с новыми идеями.
5. Проверка или тестирование команды, сотрудника перед большим ответственным проектом. Любая поездка требует концентрации и предполагает высокий уровень подготовки, в это время сотрудники контактируют не только с коллегами из своего отдела, но и из смежных, решают непривычные задачи. Они прокачивают свои лидерские качества и растут как профессионалы.
6. Персонификация. В крупных корпорациях (и даже в небольших) сотрудников порой воспринимают как инструменты с набором функций и KPI, хотя у каждого есть свой богатый внутренний мир. Путешествие — это способ увидеть человека изнутри, пообщаться не о рабочих моментах, а также раскрыть его способности, которые были в тени корпоративных задач.

Смена обстановки поможет сбросить маски

Совместный поход в ресторан, участие в полумарафоне или игра в боулинг не всегда способны решить тот ряд вопросов компании, которые способно закрыть одно путешествие. Безусловно, любая активность важна и форматов для выстраивания и поддержания корпоративной культуры большое множество. Путешествия позволяют кардинально вырваться из привычного хода вещей, сменить обстановку и расслабиться.

Во время коротких мероприятий в формате одного дня сотрудник не успевает раскрыться и продолжает действовать в рамках своей корпоративной роли. В путешествии же больше возможностей погрузить человека в сложные или благоприятные обстоятельства для выявления нераскрытых качеств. Идей и форматов проведения путешествия может быть множество — от восхождения на Эльбрус, сплава по горной Катуни на Алтае, хайкинга через горный перевал в Северной Осетии с установкой лагеря на ночь до приготовления мороженого в римском кафе и сбора белых грибов на плато Путорана для приготовления похлебки на огне.

Как правильно сформулировать цель?

Любое путешествие начинается с, казалось бы, простого, но очень ёмкого вопроса: зачем? И серьёзность отношения к нему транслирует уровень корпоративной культуры в компании. В поездке совершается мощный толчок в сторону решения проблемы, инерция которого должна быть поддержана руководством и по возвращении из путешествия. Для того чтобы получить максимум эффективности от путешествия, важно погрузиться в интересы команды и выстроить не просто логистику маршрута, а создать цепочку разных эмоций, которые команда будет проживать вместе.

Приведём несколько примеров с маркерами — конкретными действиями, на которые стоит обратить внимание при организации путешествия. Расскажем также о метриках (показателях для оценки работы), на которых стоит сфокусироваться по возвращении в более долгосрочной перспективе.

Пример 1

Задача: сплотить новых членов команды и устранить коммуникативные трудности с сотрудниками, которые работают в компании продолжительное время.
Маркер в путешествии: свободное общение команды друг с другом, трансляция не только успехов, но и проблем и их решений.
Метрика после путешествия: сплочение новых членов команды путём организации путешествия, в котором можно не только расслабиться, но вместе поиграть в интеллектуальные игры, где необходимо разделиться на команды, может привести к увеличению продаж и количества вовлечённых в совместные активности сотрудников.

Пример 2

Задача: познакомить сотрудников с новым фирменным стилем и повысить их лояльность к компании.
Маркер в путешествии: формирование узнаваемости визуальных элементов коммуникации компании среди сотрудников.
Метрика: увеличение числа сотрудников, которые носят корпоративный мерч и используют в мессенджерах корпоративные эмодзи.

Пример 3

Задача: снизить градус негатива и сопротивления между отделами и сотрудниками.
Маркер в путешествии: свободное расслабленное общение, совместное решение задач, проявление инициативы в адрес коллег и др.
Метрика после путешествия: сокращение сроков согласования проектов за счёт снижения градуса негатива и более эффективной коммуникации между сотрудниками, более успешные брейнштормы, совместные походы на обед сотрудников из разных отделов, увеличение результатов продаж и др.

Путешествие — корпоративный доктор

Путешествия — это также один из самых недооценённых инструментов не просто решения конфликтов, а их предотвращения. Скрытые конфликты, недоговорённости, личная непереносимость руководителей, трения между отделами... Конфликты — это неизбежная участь любой компании, и зачастую они мешают развитию бизнеса, а корпоративное путешествие может помочь.

В первую очередь важно изучить все детали и правильно подобрать инструменты для достижения цели: страну, формат путешествия, участников, партнёров. При лечении любого конфликта и выстраивании сценария путешествия важно глубоко изучить причину разногласий, познакомиться с участниками и сформировать их портрет.

Эффективность активностей зависит от портрета участвующих в них людей. Нельзя неспортивных сотрудников заставить быть счастливыми при восхождении на Эльбрус. А спортсменов на ЗОЖе, участвующих в легкоатлетических состязаниях, заставлять слушать двухчасовую лекцию в галерее современного искусства. И здесь дело вовсе не в зоне комфорта, а в том, что людям это может быть просто не интересно.

Возьмём абстрактную крупную частную компанию, в которой назрел острый конфликт между двумя топ-менеджерами. Всё это не устраивает акционеров и тянет компанию вниз. Увольнение — максимально крайняя мера, которую владельцы стараются не рассматривать ввиду ряда причин. И решение есть — выезд части акционеров и топ-менеджеров в экспедицию, допустим, на Амазонку на 10 дней. Там группа столкнётся с рядом неформальных проблем и испытаний, которые пройдёт совместно. При этом во время путешествия акционеры в курсе детального сценария, в отличие от топ-менеджеров, которым предстоит проявить себя. В результате конфликтующие топ-менеджеры будут вынуждены увидеть друг друга совсем с других сторон и начать сотрудничать в экстремально тяжёлых условиях.

Важно также учесть, что градус позитива и вовлечённость в процессы компании у сотрудников необходимо поддерживать всё время, а не только в рамках одной поездки. Демотивированного или выгоревшего сотрудника одним лишь путешествием не сделаешь стабильным и эффективным игроком команды. Стоит понимать, что лояльность от путешествия повышается лишь при условии, что другие ключевые факторы, мотивирующие конкретно этого сотрудника, также удовлетворены. При этом если в поездку отправляется не вся команда, а только часть, отобранная по KPI например, и путешествие презентуется как награда за выполненную работу, то, конечно, это большая мотивация и толчок к новым свершениям.

Как грамотно спланировать корпоративное путешествие?

Планировать путешествие, чтобы получить от него максимум пользы, необходимо так, чтобы в нём был баланс эмоций, физической нагрузки, дискомфорта, который в совокупности будет влиять на совершенствование команды и развитие корпоративной культуры или новых компетенций.

Например, после тяжёлого сплава по реке, во время которого было пережито много эмоций, всегда должен идти горячий душ и комфортный расслабляющий обед, который всех объединит, расслабит и позволит ещё раз прожить эти яркие минуты и разложить воспоминания по полочкам.

Этапы планирования:

1. Сформировать то самое «зачем», прежде чем выбирать направление и формат путешествия, и чётко обозначить задачу исполнителю.
2. Прописать максимально подробно портрет команды: в какой атмосфере работают, как отдыхают. Уточнить, что характеризует ключевых сотрудников, и прописать краткий портрет лидера. Не стоит забывать и об интересах команды: спорт, история и культура, музыка, настольные игры. Все детали имеют значение.
3. Планировать поездку заранее, как минимум за три месяца, чтобы выбрать подходящее для решения поставленных задач направление и формат, а не довольствоваться тем, что осталось при организации путешествия в последний момент.
4. Организатор путешествия должен знать регион как свои пять пальцев. Это обеспечит 50% успеха.
5. Самим активно участвовать в коммуникации с тревел-агентством или делегировать эту функцию сотруднику, который действительно знает вашу команду.

К другим статьям