Три шага навстречу: как решить проблему с дефицитом персонала в бьюти-сфере
Куда уходят кадры?
Самая главная проблема отрасли — отток кадров. За прошлый год клиники эстетической медицины и бьюти-салоны покинуло более 10–20% косметологов. В 2024 году этот процесс продолжается, а вакансии косметолога занимают второе место из всех запросов работодателей в бьюти-сфере. И это несмотря на то что средние зарплаты врачей-косметологов выросли на 30%, до 74 000 ₽.
Дело в том, что мастера понимают: если уйти «в надомники», платить только налог на самозанятость и не использовать сертифицированные препараты, можно заработать гораздо больше. Поэтому они открывают собственную практику, переманивая к себе постоянных клиентов. В 2024 году, согласно статистике, число посетителей клиник сократилось на 60%.
Noli nocere, или Проблема «надомников»
Но врач-косметолог, работающий на дому, — не самый плохой вариант: бывает и так, что в «надомники» идут люди, просто окончившие онлайн-курсы и не имеющие ни опыта, ни квалификации. А это означает риск для клиентов, хотя бы потому, что косметолог — это не та профессия, которую можно получить онлайн. Она требует обязательного прохождения практики, а также углублённых знаний в медицине.
Ряд процедур, требующих инвазивных манипуляций — например, инъекции ботулотоксина, биоревитализация, контурная пластика, — в домашних условиях (без применения сертифицированных препаратов и оборудования) проводить нельзя. К ним не допускаются специалисты без медицинского образования, а также те врачи, которые не проходят повышение квалификации раз в 5 лет.
Между тем «надомники» зачастую даже не умеют оказывать первую помощь. У половины из них к тому же нет ни сертифицированных препаратов, ни профессионального оборудования. Среди самых частых осложнений, с которыми сталкиваются жертвы «надомников», — некроз мягких тканей, ожоги, рубцы. За последние пять лет
То есть проблема кадров в бьюти-сфере сопряжена не только с заработком мастеров или имиджем клиник эстетической медицины, но и с безопасностью и здоровьем их клиентов.
Кто виноват?
Чаще всего специалисты покидают салоны и клиники из-за политики работодателя. Наиболее распространённые ошибки управленцев в бьюти-сфере:
• Отсутствие официального трудоустройства и декларируемой заработной платы.
• Отсутствие чётких договорённостей при приёме на работу.
• Экономически невыгодная программа лояльности для клиентов, из-за которой мастер теряет заработок.
• Закупка дешёвого оборудования или низкокачественных препаратов, вплоть до фальсификата, что увеличивает число претензий к результату работы мастера и снижает его репутацию (и трафик клиники).
• Отношения внутри коллектива (нездоровая конкуренция, наличие «любимчиков» или усиленный контроль рабочих процессов).
• Неудобный график: всё больше мастеров хотят работать на условиях частичной занятости или с гибким началом дня, и далеко не все работодатели готовы идти на такие условия.
Как решить проблему
Работодатели сами создают условия, из-за которых мастера и врачи покидают официальные клиники и салоны. Значит, и решить проблему должны именно владельцы бьюти-бизнесов. Главной задачей для них становится удержание тех кадров, которые уже есть. И это достаточно просто: нужно сделать всего три шага.
Шаг 1. Достойные условия труда
Требования к специалистам в бьюти-сфере не ограничиваются высшим медицинским образованием: это должны быть сотрудники с прокачанными софт-скилами, чтобы работать с клиентами. Удержать такие кадры можно, обеспечив им достойные условия труда.
Речь идёт не только о материальном вознаграждении: как мы уже говорили, профессионалы часто понимают, что смогут больше заработать в одиночку. Это значит, нужно привлекать их и другими «плюшками»: обеспечить соцпакет, проводить корпоративные мероприятия, тимбилдинги, дать возможность пользоваться услугами клиники бесплатно или с существенными скидками.
Естественно, трудоустраивать специалистов нужно только официально, с соблюдением всех норм ТК, включая отпуск, больничные, декретные отпуска, пенсионные отчисления.
Шаг 2. Постоянное обучение
Для многих профессионалов это самый весомый аргумент в пользу сотрудничества с работодателем: новое оборудование, современные препараты и материалы, постоянное получение знаний и рост. Особенно это эффективно, если клиника оплачивает обучение, может отправить сотрудника на курсы повышения квалификации, предоставляет обучающие материалы.
Для работодателя обучение персонала тоже имеет несомненную пользу: он получает квалифицированного сотрудника, который умеет обращаться даже с самыми продвинутыми моделями и пользоваться самыми сложными препаратами.
Хорошая практика — система грейдов, когда специалист, прошедший обучение, повышается, например, от мастера до топ-мастера. И, соответственно, растёт и уровень его зарплаты.
Шаг 3. Комфорт
Это широкое понятие, которое включает заботу о сотрудниках и клиентах, закупку качественного оборудования и материалов, создание здоровой атмосферы в коллективе. Трудиться должно быть не только выгодно, но и комфортно, чтобы специалист понимал: ни в другой клинике, ни при работе на дому у него не будет таких условий для работы и развития.
Эти рекомендации универсальны для любого бизнеса, который уже создал «дрим-тим» и желает его удержать. Избегайте ошибок — и успех клинике будет обеспечен.
Перспективы: в ожидании притока кадров
Работа в сфере красоты и здоровья становится всё более популярной. Спрос на очное обучение и профессиональную переподготовку в этой отрасли за год вырос на 80%, а в направлении косметологии он составил 108%.
Это значит, что кадры — будут. Нужно только создать новичкам достойные условия труда наравне с уже работающими сотрудниками. Тогда будет расти не число «надомников» с их опасными практиками, а число настоящих профессионалов, заботящихся о клиентах и приносящих клиникам и салонам прибыль.
✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru↩ На главную блога